цикл классных часов: «Устав колледжа соблюдаем», «Что значит быть гражданином», «Молодежные СМИ: черное и белое», «Спеши делать добро»;
вечер памяти «Ровесники в солдатских шинелях» и др.
Реализация мероприятий данного направления программы способствовала формированию у учащихся осознанного отношения к обществу и окружающим людям, пониманию своей роли в преобразовании жизни общества. На этой основе успешно осуществлялся процесс самоутверждения, обусловленный пониманием социальной значимости выполняемой деятельности, развивалось умение выстраивать партнерские, деловые отношения с окружающими людьми.
Третье направление программы профессионального воспитания учащихся - «Самоорганизация личности» - нацелено на развитие самостоятельности, самодеятельности и активности личности, реализацию и совершенствование коммуникативных навыков.
В рамках данного направления на практике применялось знание социальных норм, основ правовой культуры, культуры поведения.
Практическим обеспечением реализации задач данного направления служили действующие в группе органы ученического самоуправления. В системе самоуправления в экспериментальной группе ЭГ-3 нами осуществлена интеграция педагогического управления и ученического самоуправления, что порождает отношения сотрудничества.
Второй блок мер, осуществлявшихся в рамках данного направления программы, был нацелен на формирование у учащихся навыков самостоятельного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, потребности в профессиональном росте и саморазвитии. С этой целью нами реализованы такие мероприятия, как презентация библиотеки колледжа и рассказ о способах самостоятельного поиска и получения информации; беседы о режиме дня и гигиене умственного труда, классный час «Образование в жизни людей» и др.
В рамках данного направления нами решались и задачи развития у учащихся навыков самоорганизации в части продуктивного досуга. Так, учащиеся группы ЭГ-3 приняли участие в общеколлежской «Ярмарке вакансий», в смотре художественного творчества «Весенние мотивы», в цикле коллективных творческих дел и программ, посвященных памятным, юбилейным и праздничным датам в истории России.
Третьим блоком мер по реализации задач данного направления явилось формирование здорового образа жизни учащихся. Для решения этой задачи нами были предприняты следующие меры: изучение результатов медицинского обследования и реализация комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий (совместно с преподавателем физической культуры); вовлечение учащихся в спортивные секции и клубы; цикл классных часов на тему «Здоровье человека XXI века» и др.
Успешность реализации Программы профессионального воспитания учащихся оценивалась нами в рамках осуществления психолого-педагогической диагностики личности посредством сравнения результатов входного и заключительного контроля сформированности профессиональной направленности, профессионально важных личностных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств личности учащихся.
Сравнение результатов входного и заключительного контроля по основным направлениям психолого-педагогической диагностики личности учащихся позволяет сделать следующие выводы:
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессиональной направленности: в среднем на 29,1% в ЭГ-1 и на 51,7% в ЭГ-3;
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессионально важных личностных качеств: в среднем на 37,0% в ЭГ-3 и на 49,8% в ЭГ-3;
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессионально значимых психофизиологических свойств личности: в среднем на 32,5% в ЭГ-1 и на 53,2% в ЭГ-3.
Результативность осуществления психолого-педагогической диагностики личности учащихся и успешность реализации разработанной на этой основе Программы профессионального воспитания учащихся были обеспечены осуществлением третьего из выявленных нами педагогических условий.
Актуальность этого условия подкрепляется характеристикой, которую дал учащимся и педагогическим кадрам системы начального профобразования Е.В.Ткаченко. Он пишет: «Выпускников НПО попрежнему отличает низкая общеобразовательная подготовка, суженность культурного кругозора. В первую очередь это объясняется невысоким уровнем подготовки преподавательских кадров».
Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса осуществлялась нами в три этапа:
Этап изучения сформированности у педагогов-экономистов умений научно обоснованной организации воспитательного процесса и исследования возникающих затруднений при организации данного процесса. На этом этапе, попутно с изучением и исследованием, разрабатывался план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Смотрите также::
Система работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного
возраста и пути их коррекции в процессе обучения
При прохождении практики мы осуществляли работу коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. В связи с этим, нами подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность речи детей ...
Методы развития творческого потенциала
Известны некоторые способности и навыки гениев: • Использование системного мышления. Одним из наиболее существенных паттернов гениальных людей является способность мыслить "системно", а не "механически". Ментальные стратегии обычно позволяют им отследить целые системы взаимодейс ...
Общее и особенное в генезисе воспитания и школы
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Э ...