Только сопоставление двух выявленных уровней проявления качества или свойства - исходного и последующего - обеспечивает возможность оценить эффективность предпринимаемых воспитательных мер. Поэтому психолого-педагогическая диагностика личности учащихся учреждения начального профессионального образования осуществлялась нами трижды на протяжении формирующего этапа эксперимента: входной контроль, промежуточный контроль, заключительный контроль.
Механизм осуществления психолого-педагогической диагностики личности учащихся учреждения начального профессионального образования состоял в следующем:
Инструктаж инженерно-педагогических работников о содержании и методах диагностики личности учащихся
Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (входной контроль)
а) Исходные параметры, влияющие на формирование личности
б) Профессиональная направленность личности и мотивы выбора профессии
в) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
III. Составление характеристик отдельных учащихся и экспериментальных групп в целом. Постановка задач и планирование воспитательной работы.
IV. Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (промежуточный контроль)
а) Профессиональная направленность личности
б) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
V. Анализ изменений в диагностируемых параметрах. Оценка изменений в уровне воспитанности учащихся. Постановка задач и планирование воспитательной работы на новый учебный год
VI. Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (заключительный контроль)
а) Профессиональная направленность личности
б) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
VII. Анализ результатов реализованного воспитательного процесса в экспериментальных группах.
Для фиксации полученных по итогам диагностики данных нами применена форма педагогического дневника преподавателя экономических дисциплин.
Педагогический дневник содержит шесть разделов.
Раздел 1. «Перечень профессионально значимых психофизиологических свойств личности и методик определения уровня их сформированности».
Раздел заполняется преподавателем экономических дисциплин, исходя из требований Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по специальностям «Финансы» и «Гостиничный бизнес».
Раздел II. «Общие сведения и исходные параметры, влияющие на формирование личности».
Раздел содержит список группы, социально-демографические характеристики семей учащихся, характеристику занятости учащихся в свободное время.
Раздел III. «Профессиональная направленность личности и мотивы выбора профессии».
Раздел содержит материалы по результатам изучения личности учащихся по методикам Э.Ф. Зеера, Г.А. Карповой, Ю.С. Багимова и др.
Раздел IV. «Сформированность профессионально важных личностных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств личности».
Раздел содержит материалы по результатам изучения сформированности профессионально важных личностных качеств (методика С.В.Грачева) и профессионально значимых психофизиологических свойств личности (методики Е.Н.Троицкой, С.В.Грачева и др.).
Раздел V. «Воспитанность учащихся».
Раздел содержит материалы по результатам изучения воспитанности учащихся методом экспертной оценки.
Раздел VI. «Психолого-педагогическая характеристика группы».
Раздел содержит характеристики отдельных учащихся и групп в целом (ЭГ-1 и ЭГ-3). Здесь же формулируются задачи воспитания учащихся экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3.
Результаты психолого-педагогической диагностики личности учащихся позволили нам на научной основе разработать содержание профессионального воспитания, которое нашло отражение в Программе профессионального воспитания учащихся, то есть подготовили основание для апробации второго педагогического условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Разработанная нами Программа профессионального воспитания учащихся (прил. 1) реализована на базе колледжа МИЭМП г. Эта Программа имела цель формирования личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Специфика выбранного направления - профессиональное воспитание – определяется тем, что профессиональное воспитание в учреждениях начального профессионального образования является основополагающим для формирования у учащихся собственной, осознанной, социально и личностно значимой системы социальных отношений.
В первом разделе программы нами определены ключевые понятия исследуемой проблемы, к которым отнесены: «личность», «воспитание», «профессиональное воспитание», «профессия», «самоуправление», «гражданское образование»; обозначены цель, задачи, принципы построения программы.
Смотрите также::
Сотрудничество с семьями воспитанников как условие
формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...
Организация самостоятельной деятельности на уроках
информатике профильной школе
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...
Общее понятие о воображении
Воображение-это создание нового в форме образа, представления или идеи. Мальчик читает интересную книгу: он никого и ничего не видит и не слышит, он живёт жизнью своих героев, сочувствует их радостям и горю, борется с врагами, побеждает их и т.д. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика ...