Во втором разделе представлен план мероприятий по реализации программных задач и достижению цели программы.
При разработке задач программы профессионального воспитания учащихся мы руководствовались требованиями, сформулированными М.М. Поташником: всесторонность, взаимосвязь, конкретизация и выделение главного на данном этапе.
Воспитательные задачи программы:
Воспитание у учащихся интереса к профессии
Формирование у учащихся осознанного отношения к осваиваемой профессии.
Познавательные задачи программы:
Обеспечение усвоения учащимися норм общественно-политической и правовой сфер жизнедеятельности; формирование патриотизма и гражданственности.
Формирование у учащихся знаний, умений, навыков продуктивного взаимодействия с окружающими.
Задачи развития:
Коррекция развития профессионально важных качеств и свойств учащихся.
Развитие самостоятельности, самодеятельности и активности учащихся.
Сформулированные задачи обусловили определение приоритетных направлений реализации программы и выбор содержания воспитания.
Выбор оптимального содержания воспитания осуществлялся комплексом взаимосвязанных средств, исходя из конкретных задач, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, путем актуализации содержания, обеспечения тесной взаимосвязи направлений воспитания.
Нами выделено три приоритетных направления профессионального воспитания учащихся, каждому из которых соответствует раздел плана мероприятий по реализации программы: «Я и моя профессия», «Я - гражданин», «Самоорганизация личности».
Отбор и оптимальное сочетание форм и методов воспитательной работы осуществлялись с учетом следующих требований:
а) максимальное использование воспитательных возможностей каждой формы работы, что позволяет сократить затраты времени, сделать воспитание эффективным при участии каждого учащегося в небольшом числе форм, но в то же время при условии возможности выбора любимого дела;
б) максимальная реализация задач разных направлений в каждом деле;
в) целесообразное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм, что предупреждает увлечение одними формами работы в ущерб другим;
г) целесообразное сочетание методов воспитания с целью недопущения использования изолированных методов воспитания.
Следование вышеуказанным требованиям позволило нам сократить число мероприятий, что, во-первых, исключает перегрузки учащихся и педагогов; во-вторых - создает возможности для лучшей подготовки мероприятий, повышает результативность, сокращает затраты времени.
Остановимся подробнее на направлениях профессионального воспитания, составивших основу содержания программы.
Первое направление - «Я и моя профессия» - нацелено на воспитание у учащихся интереса к профессии, осознанного творческого отношения к будущей профессиональной деятельности, к труду, воспитание деловитости, организованности, профессиональной направленности. В деятельности учащихся в рамках данного направления закладываются основы успешности в освоении профессии и в будущей профессиональной деятельности.
Основными формами работы по этому направлению явились: методика коллективных творческих дел, организация участия учащихся в смотрах, конкурсах, выставках, реализация творческих программ. Эти формы нашли выражение в следующих конкретных делах:
комплекс мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников к новым условиям обучения и воспитания (Неделя первокурсника, встречи выпускниками и бывшими работниками колледжа, торжественное посвящение в студенты др.);
комплекс коллективных творческих дел, направленных на создание условий для творческой самореализации учащихся в профессиональной деятельности и развитие интереса к профессии (конкурс «Лучший по профессии», олимпиада по экономике, театрализованная презентация профессии «России профессиональной быть!», цикл бесед «Романтика обыкновенных профессий», «Свобода и необходимость в труде» и др.);
блок коррекционных занятий по развитию профессионально важных качеств и свойств личности учащихся: тренинг коммуникативных навыков, деловые игры, практикум по развитию памяти и внимания.
Второе направление Программы профессионального воспитания учащихся - «Я - гражданин» - нацелено на усвоение учащимися норм политической, правовой культуры, культуры поведения, формирование чувства патриотизма, гражданственности, осознание роли сознательной трудовой деятельности в развитии общества и в саморазвитии, осознание своего места в жизни общества.
Основными формами реализации данного направления программы явились:
олимпиада правовых знаний;
участие группы в предметных неделях по истории, основам российского законодательства, обществознанию;
цикл тематических программ: день призывника «Служу Отечеству», «Моя родословная», турнир знатоков этикета;
Смотрите также::
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Чтобы установить равенство прямоугольных треугольников, достаточно знать, что два элемента одного треугольника соответственно равны двум элементам другого треугольника (исключая прямой угол). Это, конечно, не распространяется на равенство двух углов одного треугольника двум углам другого треугольни ...
Педагогические функции хореографического коллектива
На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличив ...
Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...