Во втором разделе представлен план мероприятий по реализации программных задач и достижению цели программы.
При разработке задач программы профессионального воспитания учащихся мы руководствовались требованиями, сформулированными М.М. Поташником: всесторонность, взаимосвязь, конкретизация и выделение главного на данном этапе.
Воспитательные задачи программы:
Воспитание у учащихся интереса к профессии
Формирование у учащихся осознанного отношения к осваиваемой профессии.
Познавательные задачи программы:
Обеспечение усвоения учащимися норм общественно-политической и правовой сфер жизнедеятельности; формирование патриотизма и гражданственности.
Формирование у учащихся знаний, умений, навыков продуктивного взаимодействия с окружающими.
Задачи развития:
Коррекция развития профессионально важных качеств и свойств учащихся.
Развитие самостоятельности, самодеятельности и активности учащихся.
Сформулированные задачи обусловили определение приоритетных направлений реализации программы и выбор содержания воспитания.
Выбор оптимального содержания воспитания осуществлялся комплексом взаимосвязанных средств, исходя из конкретных задач, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, путем актуализации содержания, обеспечения тесной взаимосвязи направлений воспитания.
Нами выделено три приоритетных направления профессионального воспитания учащихся, каждому из которых соответствует раздел плана мероприятий по реализации программы: «Я и моя профессия», «Я - гражданин», «Самоорганизация личности».
Отбор и оптимальное сочетание форм и методов воспитательной работы осуществлялись с учетом следующих требований:
а) максимальное использование воспитательных возможностей каждой формы работы, что позволяет сократить затраты времени, сделать воспитание эффективным при участии каждого учащегося в небольшом числе форм, но в то же время при условии возможности выбора любимого дела;
б) максимальная реализация задач разных направлений в каждом деле;
в) целесообразное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм, что предупреждает увлечение одними формами работы в ущерб другим;
г) целесообразное сочетание методов воспитания с целью недопущения использования изолированных методов воспитания.
Следование вышеуказанным требованиям позволило нам сократить число мероприятий, что, во-первых, исключает перегрузки учащихся и педагогов; во-вторых - создает возможности для лучшей подготовки мероприятий, повышает результативность, сокращает затраты времени.
Остановимся подробнее на направлениях профессионального воспитания, составивших основу содержания программы.
Первое направление - «Я и моя профессия» - нацелено на воспитание у учащихся интереса к профессии, осознанного творческого отношения к будущей профессиональной деятельности, к труду, воспитание деловитости, организованности, профессиональной направленности. В деятельности учащихся в рамках данного направления закладываются основы успешности в освоении профессии и в будущей профессиональной деятельности.
Основными формами работы по этому направлению явились: методика коллективных творческих дел, организация участия учащихся в смотрах, конкурсах, выставках, реализация творческих программ. Эти формы нашли выражение в следующих конкретных делах:
комплекс мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников к новым условиям обучения и воспитания (Неделя первокурсника, встречи выпускниками и бывшими работниками колледжа, торжественное посвящение в студенты др.);
комплекс коллективных творческих дел, направленных на создание условий для творческой самореализации учащихся в профессиональной деятельности и развитие интереса к профессии (конкурс «Лучший по профессии», олимпиада по экономике, театрализованная презентация профессии «России профессиональной быть!», цикл бесед «Романтика обыкновенных профессий», «Свобода и необходимость в труде» и др.);
блок коррекционных занятий по развитию профессионально важных качеств и свойств личности учащихся: тренинг коммуникативных навыков, деловые игры, практикум по развитию памяти и внимания.
Второе направление Программы профессионального воспитания учащихся - «Я - гражданин» - нацелено на усвоение учащимися норм политической, правовой культуры, культуры поведения, формирование чувства патриотизма, гражданственности, осознание роли сознательной трудовой деятельности в развитии общества и в саморазвитии, осознание своего места в жизни общества.
Основными формами реализации данного направления программы явились:
олимпиада правовых знаний;
участие группы в предметных неделях по истории, основам российского законодательства, обществознанию;
цикл тематических программ: день призывника «Служу Отечеству», «Моя родословная», турнир знатоков этикета;
Смотрите также::
Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...
Контроль за воспитательным процессом
Контроль – это управленческая функция, представляющая собой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки соответствия процесса функционирования объекта управления ранее принятым управленческим решениям, зафиксированным в нормативно – правовых актах. Цель контроля – выявление степени соответствия ...
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...