Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 1

Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь­ного профессионального образования заключается в достижении соот­ветствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.

Экспериментальная работа по формированию такого свой­ства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа ис­ходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой це­лью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образо­вательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свобод­ное время.

Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демогра­фические характеристики учащихся колледжа:

а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;

б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.

Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующи­ми показателями:

- большинство учащихся значительное количество свобод­ного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;

- основные занятия учащихся в свободное время – игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр теле­визионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не под­крепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;

- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером прове­дения свободного времени;

- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организа­ции свободного времени.

Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карпо­вой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набран­ных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.

Выделяют три уровня профессиональной направленности лично­сти: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, зна­нием содержания будущей профессиональной деятельности, осознани­ем значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональ­ной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и прак­тических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных спо­собностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.

Для низкого уровня профессиональной направленности характер­но отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, от­рицание творческого характера профессиональной деятельности и не­обходимости профессионального самосовершенствования, неспособ­ность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учеб­ные задания.

В табл. 1 представлены результаты изучения профессиональной на­правленности учащихся в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-3.

Наиболее низкие показа­тели отмечены у большинства респондентов по таким параметрам, как знание содержания будущей профессиональной деятельности, осозна­ние значимости осваиваемой профессии для общества и лично для себя, признание творческого характера профессиональной деятельности.

Таблица 1

Результаты изучения профессиональной направленности учащихся ЭГ-1 и ЭГ-3 (входной контроль)

Группа

Кол-во человек в группе

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во

L . , ,„ |

%

ЭГ-1

27

6

22,1

8

29,0

13

48,14

ЭГ-3

27

6

22,1

9

32,61

12

46,15

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...

Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структуриро ...

Педагогические основы воспитания и развития глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru