Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.
Экспериментальная работа по формированию такого свойства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа исходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой целью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.
К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образовательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свободное время.
Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демографические характеристики учащихся колледжа:
а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;
б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.
Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующими показателями:
- большинство учащихся значительное количество свободного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;
- основные занятия учащихся в свободное время – игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр телевизионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не подкрепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;
- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером проведения свободного времени;
- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организации свободного времени.
Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карповой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набранных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.
Выделяют три уровня профессиональной направленности личности: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, знанием содержания будущей профессиональной деятельности, осознанием значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.
Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и практических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных способностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.
Для низкого уровня профессиональной направленности характерно отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, отрицание творческого характера профессиональной деятельности и необходимости профессионального самосовершенствования, неспособность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учебные задания.
В табл. 1 представлены результаты изучения профессиональной направленности учащихся в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-3.
Наиболее низкие показатели отмечены у большинства респондентов по таким параметрам, как знание содержания будущей профессиональной деятельности, осознание значимости осваиваемой профессии для общества и лично для себя, признание творческого характера профессиональной деятельности.
Таблица 1
Результаты изучения профессиональной направленности учащихся ЭГ-1 и ЭГ-3 (входной контроль)
Группа |
Кол-во человек в группе |
Уровень | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Кол-во L . , ,„ | |
% | ||
ЭГ-1 |
27 |
6 |
22,1 |
8 |
29,0 |
13 |
48,14 |
ЭГ-3 |
27 |
6 |
22,1 |
9 |
32,61 |
12 |
46,15 |
Смотрите также::
Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...
Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения
Опыт обучения показывает необходимость специальной подготовки преподавателя к проведению проблемного занятия. Одно из основных требо-ваний – тщательный теоретико-логический анализ учебного материала, кото-рый должен быть усвоен учащимися, разбивка его на отдельные порции и выбор способа структуриро ...
Педагогические основы воспитания и развития
глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...