Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 1

Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь­ного профессионального образования заключается в достижении соот­ветствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.

Экспериментальная работа по формированию такого свой­ства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа ис­ходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой це­лью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образо­вательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свобод­ное время.

Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демогра­фические характеристики учащихся колледжа:

а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;

б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.

Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующи­ми показателями:

- большинство учащихся значительное количество свобод­ного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;

- основные занятия учащихся в свободное время – игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр теле­визионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не под­крепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;

- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером прове­дения свободного времени;

- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организа­ции свободного времени.

Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карпо­вой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набран­ных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.

Выделяют три уровня профессиональной направленности лично­сти: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, зна­нием содержания будущей профессиональной деятельности, осознани­ем значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональ­ной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и прак­тических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных спо­собностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.

Для низкого уровня профессиональной направленности характер­но отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, от­рицание творческого характера профессиональной деятельности и не­обходимости профессионального самосовершенствования, неспособ­ность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учеб­ные задания.

В табл. 1 представлены результаты изучения профессиональной на­правленности учащихся в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-3.

Наиболее низкие показа­тели отмечены у большинства респондентов по таким параметрам, как знание содержания будущей профессиональной деятельности, осозна­ние значимости осваиваемой профессии для общества и лично для себя, признание творческого характера профессиональной деятельности.

Таблица 1

Результаты изучения профессиональной направленности учащихся ЭГ-1 и ЭГ-3 (входной контроль)

Группа

Кол-во человек в группе

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

Кол-во

L . , ,„ |

%

ЭГ-1

27

6

22,1

8

29,0

13

48,14

ЭГ-3

27

6

22,1

9

32,61

12

46,15

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru