Изучение мотивов выбора учащимися профессии осуществлялось по методике, предложенной Ю.С. Багимовым (37). Сущность методики заключается в том, что учащимся предлагается выбрать одно из двух утверждений, соответствующих каждому из девяти мотивов выбора профессии. Перечень мотивов и утверждений приведен в табл. 2.
Как видно из таблицы, ведущими мотивами выбора профессии учащимися учреждения начального профессионального образования являются: мотивы материальные, заключающиеся в стремлении хорошо зарабатывать и обеспечить себе стабильное будущее; мотивы утилитарные, заключающиеся в стремлении найти работу в комфортных условиях или продолжить обучение; мотивы престижа, ориентирующие на выбор профессии, престижной среди друзей, и позволяющей занять уважаемое положение в обществе.
Мотивы выбора профессии могут изменяться и обогащаться в процессе развития ведущей деятельности. Иерархия профессиональных мотивов, их динамика отражают процесс становления личности будущего молодого специалиста. Исходя из этого, мы определяем деятельность по формированию у учащихся устойчивых мотивов выбора профессии в качестве приоритетной.
В табл. 3 представлены результаты изучения мотивов выбора профессии учащимися экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3. Мотивы изложены в таблице в порядке иерархии: от наиболее к наименее распространенным.
Диагностика сформированности профессионально важных личностных качеств учащихся: общительности, эмоциональной устойчивости, практичности и добросовестности, расчетливости, самоконтроля - осуществлялась нами посредством методики, разработанной С.В. Грачевым [60]. Данная методика предполагает - посредством определения количественного коэффициента на основе математических расчетов - выявление трех уровней сформированности профессионально важных личностных качеств учащихся: высокого, среднего и низкого.
Таблица 2
Классификация мотивов выбора профессии ( по Ю.С. Багимову)
|  
 № п/п  |   
 Мотивы выбора профессии  |   
 Суждения о профессии  |  
|  
 1.  |   
 Социальные  |   
 1. Позволяет приносить пользу людям 2. Личный труд по этой профессии способствует стабилизации положения в нашем обществе  |  
|  
 2.  |   
 Моральные  |   
 1. Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах 2. Способствует моральному саморазвитию  |  
|  
 3.  |   
 Эстетические  |   
 1. Позволяет ощущать радость труда 2. Способствует осознанию красоты труда  |  
|  
 4.  |   
 Познавательные  |   
 1. Позволяет проявить и реализовать свои способности 2. Позволяет постоянно самосовершенствоваться  |  
|  
 5.  |   
 Творческие  |   
 1. Предоставляет большие возможности для творчества, создания нового, преобразований 2. Позволяет проявить свою уникальность и оригинальность  |  
|  
 6.  |   
 Связанные с сод-м труда по осваиваемой профессии  |   
 1. Требует значительного умственного напряжения 2. Связана с большими физическими нагрузками  |  
|  
 7.  |   
 Материальные  |   
 1. Хорошо оплачивается 2. Обеспечивает стабильное будущее  |  
|  
 8.  |   
 Мотивы престижа  |   
 1. Ценится среди друзей и знакомых 2.Позволяет быстро занять достойное и уважаемое положение в обществе  |  
|  
 9.  |   
 Утилитарные  |   
 1. Дает возможность работать в городе 2. Обеспечивает поступление в ВУЗ  |  
Таблица 3
Мотивы выбора профессии учащимися ЭГ-1 и ЭГ-3
|  
 № п/п  |   
 Мотивы выбора профессии  |   
 ЭГ-1  |   
 ЭГ-3  |  ||
|  
 кол-во  |   
 %  |   
 кол-во  |   
 %  |  ||
|  
 1.  |   
 Материальные  |   
 24  |   
 92,30  |   
 25  |   
 96,15  |  
|  
 2.  |   
 Утилитарные  |   
 19  |   
 73,07  |   
 19  |   
 73,07  |  
|  
 3.  |   
 Мотивы престижа  |   
 19  |   
 73,07  |   
 18  |   
 69,23  |  
|  
 4.  |   
 Познавательные  |   
 13  |   
 50,0  |   
 14  |   
 53,84  |  
|  
 5.  |   
 Творческие  |   
 11  |   
 42,30  |   
 9  |   
 34,61  |  
|  
 6.  |   
 Связанные с содержанием труда по осваиваемой профессии  |   
 9  |   
 34,61  |   
 9  |   
 34,61  |  
|  
 7.  |   
 Эстетические  |   
 6  |   
 23,07  |   
 7  |   
 26,92  |  
|  
 8.  |   
 Социальные  |   
 6  |   
 23,07  |   
 6  |   
 23,07  |  
|  
 9.  |   
 Моральные  |   
 5  |   
 19,23  |   
 4  |   
 15,38  |  
Смотрите также::
Общая характеристика коммуникативного метода
	 Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...
	
Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя
	 Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему н ...
	
Совершенствование содержания образования в специальной школе
	 Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (1984) вызвала необходимость в совершенствовании структуры вспомогательной школы и содержания образования в ней. Обязательное обучение во вспомогательной школе завершается IX классом. I—IV классы должны были обеспечить формирование и развитие п ...