Обучающий этап. Данный этап заключался в реализации плана методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.
Аналитико-результативный этап. Данный этап состоял в оценке эффективности предпринятых мер по повышению профессиональной компетентности педагогов-экономистов.
Нами было опрошено 45 педагогов учреждений начального профессионального образования. Все принявшие участие в опросе отметили необходимость организации воспитательной работы среди учащихся.
Вместе с тем результаты опроса показали, что 16% опрошенных не имеют педагогического образования. Из них 41% ни разу за последние десять лет не повышали квалификацию.
Изучив сформированность у педагогов умений научно обоснованной организации воспитательного процесса и исследовав возникающие у них затруднения, мы разработали систему критериев, в зависимости от которых формировался план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области воспитания учащихся.
В эту систему вошли:
1. Системность знаний по вопросам организации и содержания воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования.
Позитивный настрой на обеспечение эффективности воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования.
Гибкое владение методами воспитательной деятельности.
На втором - обучающем - этапе нами обеспечивалась реализации Плана методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса на 2006-2007 учебный год (прил.
Изучение успешности реализации данного педагогического условия осуществлялось посредством экспертной оценки сформированности умений, составляющих структуру профессиональной компетентности педагога-экономиста в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях учреждения начального профессионального образования.
Для получения достоверных результатов экспериментальной работы нами было осуществлено изучение уровня воспитанности учащихся в динамике. Нами было проведено три комплексных среза, в результате которых мы получили данные, характеризующие уровни воспитанности учащихся по трем критериям: отношение к обществу и окружающим людям (сформированность патриотизма, политической и правовой культуры, культуры поведения); отношение к труду и осваиваемой профессии (сформированность самостоятельности в труде и освоении профессии, деловитости, организованности, профессиональной направленности); отношение к себе (сформированность целеустремленности в самоопределении и самосовершенствовании, адекватной самооценки и здорового образа жизни). Остановимся на анализе полученных данных по каждому из критериев.
Сравнительный анализ результатов первого, второго и третьего срезов, позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальной группе ЭГ-3 число учащихся, имеющих желаемый уровень сформированности отношения к обществу и окружающим людям, увеличилось на 25,9%, а в группах ЭГ-1 и ЭГ-2 - на 18,5 %.
Третий срез продемонстрировал изменения, произошедшие в результате реализации в экспериментальных группах ЭГ-2 и ЭГ-3 комплекса мероприятий и видов деятельности, направленных на формирование у учащихся (в рамках Программы профессионального воспитания) основ политико-правовой культуры, гражданственности, чувства патриотизма, развитие коммуникативных навыков.
По ходу осуществления этих мероприятий и видов деятельности проводились наблюдения. Выяснилось, что в процессе участия в них (особенно в коллективных творческих) учащиеся приобретают опыт сотрудничества, развивают навыки общения, восприятия, понимания себя и других людей, поиска путей решения различных задач, операционной деятельности; у них формируется целостная собственная система отношений к обществу и окружающим людям.
Если в экспериментальной группе ЭГ-1 по итогам нулевого среза на низком уровне сформированности отношения к обществу и окружающим людям находились 48,1% учащихся, то по итогам третьего среза таких учащихся в этой группе осталось лишь 18,5%.
В группе ЭГ-2 по итогам третьего среза было выявлено только 14,8% учащихся с низким уровнем сформированности исследуемого отношения, а в группе ЭГ-3 только 4 учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности отношения к обществу и окружающим людям.
В рамках второго критерия - «отношение учащихся к труду и осваиваемой профессии» - по итогам нулевого среза в группах ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 на низком уровне сформированности отношения к труду и осваиваемой профессии находились 51,8%, 44,4% и 48,1% учащихся, соответственно, а на желаемом - всего 11,1%, 14,8% и 11,1%, также соответственно.
Смотрите также::
Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и
оптимизации воспитательного процесса
Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продуктивное, полезное, действенно ...
Виды контроля на разных этапах обучения
На ряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на её видах, таких, как: · текущий учет; · тематическая проверка; · итоговый контроль. Текущий учет - основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные пробелы в знаниях и наметить пути ...
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения. Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлечена использованием графопроект ...