Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника » Методы развития творческого потенциала

Методы развития творческого потенциала

Страница 4

В соответствии с положением в таблице (номер по порядку) для анонимности исследований детям был присвоен код.

В работе описано изучение направленного развития творчества ребенка с помощью активных психологических методов. Однако сначала нужно было посмотреть, какие дети участвовали в опыте – их склонности, интеллект и креативность.

IQ ребенка: метод С. С. Степанова. Тест Гудинаф-Харриса в модификации С.С. Степанова

Основа теста заключается в том, что выполнение ребенком рисунка "Нарисуй человека (дяденьку)" отражает степень овладения им ключевыми понятиями и свидетельствует об уровне развития интеллекта. Тест позволяет довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе навыков рисования. Тест высоко коррелирует с данными арифметических тестов и выявляет уровень операционального интеллекта.

Креативность ребенка по Е.Е. Туник

Методика Е.Е. Туник: исследование беглости, гибкости и оригинальности мышления направлена на выяснение креативности как мыслительной способности.

Ниже приведенные тесты на креативность разработаны Е. Туник на основе модификаций тестов Дж. Гилфорда и П. Торренса и предназначены для детей до 15 лет. Для детей 7 лет тестирование проводилось в виде веселых занятий. На них царила непринужденная атмосфера. Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.

Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.

1) Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность – фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8-0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,7-0,9.

Ниже описаны два субтеста из батареи тестов (семь субтестов) для детей 5-15 лет, предложенных Е.Е. Туник (СПб), которые являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Задание 1. Использование предметов (варианты употребления): субтест 1

Перечислите как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста – 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание:

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Предматематика как теоретическая основа начального обучения математики
Традиционно в качестве основ обучения принимали соответствующие математические теории в завершенном виде. Однако завершенная, дедуктивно построенная математическая теория не может служить теоретической основой начального обучения математике. Игнорирование этого факта может привести к недооценке осо ...

Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности ...

Просветление оптики
Данная тема у Мякишева иллюстрируется рисунком (82). На нем нет подписей лучей, и только стрелками указан их ход. Поэтому считаю этот рисунок трудным для восприятия. В учебнике Касьянова эта тема представлена рисунком (83). Он понятен, на нем много пояснительных подписей и поэтому он более удачно о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru