Новое в педагогике » Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет » Проблема коллективизма в теории педагогики

Проблема коллективизма в теории педагогики

Страница 1

Идея коллективизма возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества, т.к. в этом появилась крайняя необходимость. Около трех миллионов лет назад появились первые предки человека, и с тех пор начался процесс развития и воспитания, который, как и все другие формы существования человека пробивался через животнообразные формы в условиях формирования социума.

Переходу коллективного образа жизни к чувству коллективизма способствовал труд. Труд приводил в движение все естественные силы человека и постепенно люди поняли, что коллектив это единственно верный путь развития. В древних общинах совершенствовались коллективно-групповая хозяйственная деятельность.

Общая эволюция коллективной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни. Стали появляться постоянные стойбища, создавались более благоприятные условия роста численности детей, удлинения периода детства, сохранения жизни трудоспособных стариков.

В заботе старших о подрастающем поколении происходят качественные изменения, воспитание детей становиться коллективным делом, а представители старшего поколения выступают в роли педагогов. Происходит зарождение самых примитивных форм воспитания, где главную роль играет окружающая ребенка социальная среда, в которой коллектив является основной формой жизни. Однако специально организованное воспитание в ранних периодах отсутствует.

Жизнь в суровых условиях общины заставляла детей рано взрослеть, к 13 годам они уже вступали во взрослую жизнь. Заботясь о физической закалке детей и передовая опыт коллективно-хозяйственной деятельности, выработались и накопились средства обучающе-воспитательного направления: обряды, игрушки, талисманы, фигурки животных из кости и мягких пород дерева.

С помощью таких игрушек дети знакомились с игрушками коллективной охоты, что являлось своеобразным средством их наглядного обучения с распределением ролей. В соответствии с условиями существования в общинах вырабатывалось и своего рода программа обучения, включавшая объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу воину. А для девочек – домоводство, ткачество и т.д.

Предусматривалось так же физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка.

Постепенно выделялась категория лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения. Воспитание и обучение в форме цивилизаций исторически предваряли школьное обучение. В условиях разложения первобытнообщинного общества, зародились предпосылки для появления частной собственности, имущественного и социального расслоения. Имущество семьи наследовалось детьми. Расширялся кругозор знаний, в области воспитания произошли весьма существенные изменения.

Усложнение производства, разделение труда и выделение ремесел определили необходимость специализированного профессионального обучения. Начался процесс класообразования и концентрации имущества в собственности семьи. Она становиться достоянием семьи и тщательно охраняется. Семья ремесленника – мастера, становится центром профессионально-ремесленного ученичества. В этом случае размер коллектива сужается до семьи.

Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и даже государственным контролем. Так, в «Уставе князя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку детей к будущей жизни. Обучение грамоте осуществлялось в частных училищах, учителями были дьяки, грамотные ремесленники, отставные воины, торговцы. В таких школах дух коллективизма практически отсутствовал, дети собирались вместе для изучения грамоты, дети редко общались за пределами училищ.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит. Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Но таким же важным он считал обучение, в обществе рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении к учащимся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, не музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель – стыду». Однако, Демокрит советовал добиваться педагогических результатов ни одним лишь принуждением. Он предлагал формировать те стремления постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности и в некоторой степени чувство коллективизма. Идеи Демокрита предваряли становление взглядов древнегреческих ученых-софистов ( V – IV в.в. до н.э.). Софисты, т.е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Крупнейшими представителями философии софистов являлся Сократ. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искал истину. Проблеме коллектива и коллективизма Сократ внимания не уделял. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник находились в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ни чего не знаю». Виднейшим философом античности, являлся Аристотель (384 – 322 до н.э.). Аристотель придавал первостепенное значение общественному государственному воспитанию. Однако он был против упразднения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона. По Аристотелю семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства – полиса. Семейное и общественное воспитание должны находится в соответствии друг с другом как часть и целое. Воспитание подрастающего поколения является основной задачей школы. Аристотель оказал громадное влияние на педагогическую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в места ...

Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...

Сотрудничество с семьями воспитанников как условие формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru