Новое в педагогике » Формирование основ экономической культуры у младших школьников » Психолого-педагогические основы формирования экономической культуры младших школьников

Психолого-педагогические основы формирования экономической культуры младших школьников

Страница 1

Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей, но и их психика, особенности восприятия, мышления, памяти, учебной деятельности, взаимоотношений с окружающими и, наконец, уровень и глубина их собственного знания и понимания окружающей действительности.

Рассмотрим влияние и значение возрастных особенностей младших школьников на формирование основ экономической культуры, имея ввиду, что экономическая жизнь - это естественная и повседневная среда их обитания. Исходя из этого, экономическое образование и воспитание должны быть, направлены помимо ознакомления детей с экономическими понятиями и категориями на систематизацию, углубление и осмысление собственного жизненного опыта, приобретаемого ими в повседневной жизни, формирование экономической культуры, адекватной по своему уровню психологическим возможностям младшего школьника. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен предусматривать индивидуальный подход и дифференциацию учащихся по возрастным группам, учитывая сложность решаемых задач. Необходимость учета этих особенностей, когда речь идет об экономическом воспитании, означает применение таких организационных форм, методов и средств, которые соответствовали бы запросам и возможностям данного возраста.

Ко времени поступления в школу ребенок, по данным исследователей, имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Это предметы и результаты труда, индивидуальный и коллективный труд, брак, изделия, материалы, премия, планирование, зарплата, цена, товар и др. Знакомы они с такими словами, как деньги, цена, стоимость и др. Понятны для детей операции с ними: покупать, продавать, дороже - дешевле, выгодно - невыгодно, выиграл - проиграл, поменял и т.д. По данным наших собственных наблюдений объем экономического словаря ребенка может быть гораздо больше и зависит от множества факторов: место жительства (город, деревня), уровень достатка в семье, наличие индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у детей к началу обучения в школе возникает активный интерес к явлениям социально-экономической действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", невозможность удовлетворения всех потребностей, распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.). Важным условием успешности реализации экономического образования как и любого другого направления педагогического процесса является своевременность осуществления педагогического воздействия, вовлечение ребенка в деятельность, направленную на достижение определенных педагогических целей. "Нельзя обучать какому-либо предмету слишком рано, .нельзя обучать какому-либо предмету и слишком поздно, для обучения всегда существует наилучшие возрастные сроки. Уклон от этих оптимальных сроков вниз или вверх оказывается одинаково гибельным". Сензитивным периодом для присвоения какой-либо психологической роли является младший школьный возраст. Именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство (организация)", "стяжательство", "ответственность", "индивидуализм", "альтруизм" и т.д.) В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Углы в прямоугольном треугольнике
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C (рис. 10). Катет BC этого треугольника является противоположным углу A, а катет AC – прилежащим к этому углу. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется от ...

Педагогические основы воспитания и развития глухонемых детей
Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца. ...

Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru