Обстоятельная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей, но и их психика, особенности восприятия, мышления, памяти, учебной деятельности, взаимоотношений с окружающими и, наконец, уровень и глубина их собственного знания и понимания окружающей действительности.
Рассмотрим влияние и значение возрастных особенностей младших школьников на формирование основ экономической культуры, имея ввиду, что экономическая жизнь - это естественная и повседневная среда их обитания. Исходя из этого, экономическое образование и воспитание должны быть, направлены помимо ознакомления детей с экономическими понятиями и категориями на систематизацию, углубление и осмысление собственного жизненного опыта, приобретаемого ими в повседневной жизни, формирование экономической культуры, адекватной по своему уровню психологическим возможностям младшего школьника. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен предусматривать индивидуальный подход и дифференциацию учащихся по возрастным группам, учитывая сложность решаемых задач. Необходимость учета этих особенностей, когда речь идет об экономическом воспитании, означает применение таких организационных форм, методов и средств, которые соответствовали бы запросам и возможностям данного возраста.
Ко времени поступления в школу ребенок, по данным исследователей, имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Это предметы и результаты труда, индивидуальный и коллективный труд, брак, изделия, материалы, премия, планирование, зарплата, цена, товар и др. Знакомы они с такими словами, как деньги, цена, стоимость и др. Понятны для детей операции с ними: покупать, продавать, дороже - дешевле, выгодно - невыгодно, выиграл - проиграл, поменял и т.д. По данным наших собственных наблюдений объем экономического словаря ребенка может быть гораздо больше и зависит от множества факторов: место жительства (город, деревня), уровень достатка в семье, наличие индивидуальной трудовой деятельности и т.д.
В результате совместной деятельности семьи, дошкольных учреждений, дополнительных структур дошкольного воспитания у детей к началу обучения в школе возникает активный интерес к явлениям социально-экономической действительности. Они способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, готовы осознать связь "труд - деньги", невозможность удовлетворения всех потребностей, распознают факты купли - продажи, получают первичные представления о некоторых профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер и др.). Важным условием успешности реализации экономического образования как и любого другого направления педагогического процесса является своевременность осуществления педагогического воздействия, вовлечение ребенка в деятельность, направленную на достижение определенных педагогических целей. "Нельзя обучать какому-либо предмету слишком рано, .нельзя обучать какому-либо предмету и слишком поздно, для обучения всегда существует наилучшие возрастные сроки. Уклон от этих оптимальных сроков вниз или вверх оказывается одинаково гибельным". Сензитивным периодом для присвоения какой-либо психологической роли является младший школьный возраст. Именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство (организация)", "стяжательство", "ответственность", "индивидуализм", "альтруизм" и т.д.) В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения.
Смотрите также::
Речь, её особенности. Процессы речи
Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов: ...
Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей ижеланий
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение); н ...
Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...