Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника

Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника

Постановка и актуальность проблемы. В современных социально-экономических условиях одним из приоритетных направлений научной и практической психологии становится изучение одаренных детей как носителей "золотого" генофонда страны – их выявление, поддержка и социализация, т. е. ставится на повестку дня вопрос "Интеллектуального потенциала одаренных людей как ресурса развития современного общества".

Впервые, более двух с половиной тысяч лет тому назад, отбирать и интенсивно обучать одаренных детей предложил Конфуций. А в эпоху Возрождения испанец "Хуан Уарте высказал мысль о создании государственной системы профессионального отбора".

Действительно, если посмотреть рис. 1, на котором представлена зависимость среднедушевого ВВП(валового внутреннего продукта) в странах мира и интеллект, то видно, что среднедушевой ВВП растет с ростом интеллекта.

Согласно "Рабочей концепции", которая приравняла творчество и одаренность, по-видимому, лучше было бы учитывать творческие достижения. Однако вследствие существования интеллектуального порога (IQ = 115-120), дети с высокими показателями интеллекта зачастую оказываются некреативными и выпадают из рассмотрения. Низкие значения творчества людей подтверждает положительная асимметрия формы кривой творческих достижений.

Рис. 1. Среднедушевой ВВП в странах мира и интеллект[22].

Рис. 2. Асимметрия творческих достижений.

Учитывая данное обстоятельство, становится понятен социальный заказ Украинского общества, как и всего мирового сообщества, на развитие творчески одаренных личностей. Так, во всех государственных документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. В Украине такими являются: Программа Национального фонда "Украина – детям", "Одарённые дети", Республиканская программа работы с одаренными детьми и молодежью на 2008-2010 годы (Крым). А в 2007 году на базе Академии педагогических наук в Киеве открылся Институт одарённого ребёнка, в котором учёные, педагоги и психологи разрабатывают методики обучения и работы с детьми, чьи способности выше среднестатистических.

Несмотря на то, что проблема одаренности развивается давно, она все еще находится в преддверии создания общей теории одаренности и требует обстоятельного осмысления. Особое место в этой проблеме занимает творчество, поскольку многие исследователи приравнивают одаренность и творчество.

Проблема исследования состояла в выяснении развития одаренности и творческих возможностей младшего школьника.

Объект исследования: развитие творческого потенциала младшего школьника.

Предмет исследования: целенаправленное развитие творческого потенциала.

Цель исследований: становления одаренности посредством активных психологических методов развития творческого потенциала младшего школьника.

Гипотеза исследования: предполагается, что тренинг эвристического мышления, как направленный метод развития личности, будет способствовать развитию креативности ребенка.

Методологическим основание настоящего исследования послужили труды классиков отечественной психологии по одаренности и творчеству: Выготского Л.С., Лейтеса Н.С., Рубинштейна С.Л., Савенкова А.И., Шумаковой Н.Б., Юрченко В.С., Дружинина В.Н., Ильина Е.П. и др.

В работе использованы методы психологического исследования:

анализ литературных источников; беседа; наблюдение; тестирование; эксперимент, тренинг.

Словарик:

Детская одаренность – возрастная одаренность, правильнее говорить о детях с "признаками одаренности" ("Рабочая концепция одаренности").

Интеллект – общие умственные способности человека, качество личности, позволяющее успешно решать разнообразные задачи.

Интеллектуально-творческий потенциал (ИТП) – представления об умственных способностях ребенка, включающих характеристику познавательной и личностной сферы. Понятие появилось у А. И. Савенкова при интерпретации педагогической методики "Интеллектуальный портрет".

Креативность – творческие способности индивида. Учеными трактуется по-разному – с точки зрения творческого мышления и с точки зрения познавательной активности личности. Предполагается рассматривать как двуступенчатое развитие личности в творчестве.

Одарённость (психол.-пед.) – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость (педагог.) – индивидуальное потенциальное своеобразие задатков человека, благодаря которым он может достигнуть значительных успехов в определённой области деятельности.

Общая одарённость (псих.) – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в котором человек может достичь больших успехов.

Общая одарённость (интеллектуально-творческий потенциал личности – ИТП) – используется педагогами и введен в педагогическую литературу по одаренности А. И. Савенковым в качестве потенциала одаренности.

Одаренность общая – интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой от них отдельно. Понятие впервые было сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей (Б. М. Теплов).

Общая одаренность – одаренность, имеющая в своей структуре общие способности. Общие способности включают те которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, развитая память, тонкость и точность ручных движений.

Потенциал – совокупность наличных средств, возможностей в некой области некоем отношении.

Потенциальная одарённость – психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. В психологии оперируют понятием"потенциальная креативность" – термин, употребляемый рядом авторов для характеристики врождённых предпосылок креативности.

Рефлексия – 1) вид познания, когда в процессе какой-либо деятельности субъект сам становится объектом своего наблюдения, 2) раздумья, мышления, анализ собственного состояния психического, 3) процесс умноженного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, осознание субъектом того, как он воспринимается другими людьми.

Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской. Имеет психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагается наличие у субъекта ЗУН, способностей, мотивов и т. д.

Эвристическое мышление – в широком значении –творческое мышление. В узком смысле – организация избирательного поиска при решении задач. Содержит мотивационно-эмоциональные процессы.


Смотрите также::

Календарно-тематическое планирование уроков
Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе. Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут ...

Особенности организации детского творческого коллектива
Вообще мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (например, колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Организация детского творческого коллектива - в данное время является очень сложным процессом. Особенно из детей подросткового возраста. Сейчас очень мало лю ...

Предматематика как теоретическая основа начального обучения математики
Традиционно в качестве основ обучения принимали соответствующие математические теории в завершенном виде. Однако завершенная, дедуктивно построенная математическая теория не может служить теоретической основой начального обучения математике. Игнорирование этого факта может привести к недооценке осо ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru