Одним из таких подходов является метод психолого-диагностического тренинга Ю.Д. Бабаевой (1998). Применение техник направлено не только на выявление одаренности, но и на развитие творческих способностей, познавательную мотивацию, развитие процессов самопознания, саморегуляции и самообучения, воспитание эмоциональных качеств, формирование коммуникативных навыков и т. п. По мнению Е.П. Ильина, психолого-диагностические тренинги дают более широкие возможности варьирования эмоционально-мотивационных факторов, влияющих на продуктивную деятельность учащегося. Тренинги выявляют новые перспективы для выявления потенциальных возможностей ребенка и его "зоны ближайшего развития". Таким образом, в отличие от диагностических методов тренинги ориентированы не на оценку достигнутых результатов, а на анализ самого процесса их получения. Эти формы работы особенно эффективны для детей со скрытой и потенциальной одаренностью, поскольку игровые, заряженные положительными эмоциями, условия проведения тренингов являются весьма естественными для учащихся. Интересен также метод проблемного обучения (М.И. Махмутов) через моделирование проблемных ситуаций, развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), акцентированного на развитии теоретического мышления и личности ученика. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.
Известен метод педагогической инженерии (Г.П. Щедровицкий, Н.Н. Халаджан) – организация образовательной деятельности, эвристическое обучение (А.В. Хуторской), исключившего из обучения репродуктивные методы. Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов приводят различия между традиционными методами и креативными способами обучения (табл. 1.4.1).
Конкретные методы развития креативности в узком (как способность) и широком (как креативная личность) смысле подробно описаны в книге Т.А. Барышевой и Ю.А. Жигалова (2006), а также в книге "Креативный ребенок…" (2004).
Таблица 1.4.1. Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования
|
Линии анализа |
Традиционный тип |
Креативный тип |
|
Ориентации |
На стандарты |
На вариативность |
|
Вектор времени |
Реконструкция прошлого |
Созидание будущего |
|
Мотивация |
Приобретение знаний |
Самореализация |
|
Характер информации |
Непротиворечивая. Предлагается в готовом виде. Манипуляция чужими идеями |
Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей |
|
Процесс познания |
Усвоение стандартов чужого опыта |
Преобразование, открытие |
|
Тип мышления |
Конвергентное (логическое) |
Конвергентное и дивергентное (творческое) |
|
Результаты |
Запланированы, известны |
Вероятностны, неизвестны |
|
Субъект-объектные отношения |
Человек – объект обучения |
Человек – субъект познания и творчества |
|
Технологии |
Имитационные репродуктивные |
Проблемные, когнитивно-эвристические |
|
Функции педагога |
Воздействие |
Взаимодействие, сопровождение |
|
Последствие |
Тезарус академических знаний, алгоритмы |
Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы |
Смотрите также::
Анализ учебно-методического пособия «Английский для Дошколят» И.В.Егоровой
и Л.И. Спириной
Данное пособие предназначено для педагогов английского языка, которые проводят занятия с группами детей дошкольного возраста, а также для родителей, которые могут самостоятельно заниматься со своими детьми дома. В этой книге все необходимое для занятий: слова, речевые образцы, песенки, стихи, рифмо ...
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихс ...
Особенности речевых расстройств у детей с РДА
В.М.Башина и Н.В.Симашкова считает, что в настоящее время ранний детский аутизм рассматривают в круге дизонтогенеза, одним из кардинальных проявлений которого являются нарушения развития речи. L.Kanner (1943) к одному из проявлений синдрома аутизма отнес искаженное развитие речи с только ему присущ ...