Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Календарно-тематическое планирование уроков

Календарно-тематическое планирование уроков

Страница 7

Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани — тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье.

Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.

Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.

Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.

В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.

Разновидностью свободной верховой вышивки является золотное шитье — один из наиболее известных и технически совершенных видов традиционной русской вышивки металлической нитью. Вышивку по плотной ткани (бархату и шелку) золотой и серебряной нитью с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга использовали для изготовления праздничных женских и девичьих головных уборов. Подобная техника, но с использованием драгоценных камней, применялась древнерусскими мастерицами при создании шитых окладов для икон, церковного облачения, предметов церковного обихода — плащаниц, пелен, а также парадного платья для русской знати. Золотное шитье использовалось в некоторых губерниях России (Олонецкой, Нижегородской, Костромской, Вологодской, и др.) для украшения отдельных элементов праздничного женского костюма — сарафанов, душегрей, платков и т. п.

Практическая часть:

- Сегодня мы с вами попробуем различные способы вышивки. Посмотрите на рисунке и скажите: чем различаются эти вышивки? (Ответы детей) А сейчас давайте возьмем ткань, нитки и иголки и попробуем сделать несколько различных швов.

Итог урока:

Посмотрите на свои работы и работы своих одноклассниц. Скажите, какие вы видите недостатки? достоинства? Сегодня мы попробовали различные виды швов. Теперь вы знаете, что швы бывают разными, и, в зависимости от того, что вы будете шить, необходимо использовать и различные виды швов.

Занятие на тему «Значение вышивки в русском костюме. Технологические приемы вышивки» (13 неделя)

Цель:

Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа на примере русского костюма.

Совершенствовать приемы работы в технике “крест”.

Привить любовь к традициям народного искусства.

Оборудование, наглядность: образец народного костюма; плакаты с изображением древней символики и орнамента; образцы орнаментов и схемы; схемы узоров вышивки; иллюстрации русских народных костюмов; ткань-канва, нитки мулине, иголки, ножницы, бумага в клетку, фломастеры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала.

Вводная часть:

В XVI - XVII веках древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Ее прокрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Мужчины и женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы тела, с длинными, иногда доходящими до пола рукавами. Было принято одновременно надевать несколько одежд сразу – одну на другую. Верхнюю, распашную, накидывали на плечи, не вдевая рукава.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...

Контроль устных и письменных форм обучения английскому языку на среднем этапе
Проблема контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности - одна из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам. Контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иност ...

Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru