Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов

Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов

Традиционная культура русского народа, заключающая в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно - нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству. Здесь также сохраняются лучшие качества души, близкие к идеалу, как для старого, так и для нового поколений (трудолюбие, доброта, милосердие, честность, любовь к природе и др.).

Воспитывать эти качества необходимо с малых лет, так как личность человека, его жизненные ценности и основные принципы начинают формироваться практически с самого рождения. Именно через народную культуру можно подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь, или снизить возможность деградации личности, воспитать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.

В практической работе по воспитанию культурной личности видится, прежде всего, формирование идейной сердцевины личности гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу и опираемся на наши традиционные ценности.

Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, - считает педагог Т.П. Гаврилова, - когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».

Русский народный костюм, безусловно, всегда являлся важным средством воспитания. В далёкие времена он был одним из элементов народного воспитания, ведь в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка. Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения на протяжении многих веков существования Руси - России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно - нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

Русский народный костюм представляет собой систему разнообразных видов одежды, объединенных единым составом элементов, хотя и не обязательно возникающих одновременно. Многообразие комплексов одежды объясняется большим географическим пространством, которое занимает Россией, особенностями ландшафта, климата.

История изучения вопроса. Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Можно выделить три направления, в которых данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние: этнография, этнопедагогика, психология.

Цель работы: разработать программу по преподаванию народного костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов.

Задачи:

изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая;

разработать и апробировать программу преподавания элементов костюма русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии учащихся начальных классов;

обозначить роль преподавания элементов костюма русских крестьян Южного Алтая в воспитании личности.

Объект исследования: традиционная одежда русских крестьян Южного Алтая и возможности использования для образовательных и воспитательных задач в системе начального образования.

Предмет исследования: процесс разработки методики по созданию программы для преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая.

Теоретико-методологическая база исследования:

1. Культурологический подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии и др.); принцип целостного развития личности; принцип сознательности субъекта деятельности; принцип социокультурной обусловленности развития личности в процессе обучения и воспитания; аксиологический подход, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность общества; цивилизационный подход, который позволяет рассматривать отечественный педагогический процесс во взаимосвязи со всемирным историко-культурным и историко-педагогическим процессами.

2. Научные, философские, культурологические, педагогические, психологические, методические труды, анализирующие культуру человеческой цивилизации, педагогический опыт с позиции эволюции духовно-нравственного и духовно-материального развития человека в пространстве и времени. При этом педагогическая деятельность рассматривается как важнейшее условие развития человека.

3. Эмпирической базой исследования явился анализ опыта разработки и реализации культурологического подхода как средства формирований человека культуры, а также собственный опыт в этой области в качестве учителя школы, методиста, старшего преподавателя кафедры художественно-эстетического и гуманитарного образования института повышения квалификации, научного руководителя культурологической школы.

Научная новизна. В данной работе традиционная одежда русских крестьян Южного Алтая рассматривается как важная часть преподавания по предмету технология в системе начального образования. Нами предпринята попытка разработать программу по преподаванию народного костюма русских крестьян Южного Алтая в начальных классах.

Источники. Данная работа построена на исследованиях следующих авторов: А.В. Арциховского, П.Е.Бардиной, Л.Г.Васильевой, Е.П.Кондратьевой, А.А.Лебедевой, Г.С.Масловой и др. Также были использованы работы историков и специалистов-этнографов: Н.А.Алексеенко, Н.Н. Воробьева, М.Я.Сироткина и А.А.Трофимова. В качестве основополагающих источников в дипломной работе занимают труды Е.Ф. Фурсовой по традиционной одежде народов Южного Алтая. Методическая часть разработана на основе трудов педагогов: А.А.Анцыгиной, Л.И.Боровиковой, Г.И.Кругликова, В.Д.Симоненко и других.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Первая глава работы посвящена истории исследования одежды русских крестьян Южного Алтая. Во второй главе нами выявлены особенности и основные характеристики одежды русских крестьян Южного Алтая. Третья глава является практической часть работы, в которой представлена программа, разработанная нами для уроков технологии в начальных классах. В заключении представлены выводы, сделанные нами в процессе работы.


Смотрите также::

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике
Лабораторные занятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистов биологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебным биологическим предметам. Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую ...

Конспект урока контрольной работы по теме «Основы МКТ»
Цели урока: Образовательная: осмысление структуры и внутренней логики всей темы «основы МКТ», выявление усвоения обобщенных знаний и формирование умений учащихся решать задачи по теме «основы МКТ». Развивающая: развитие логического мышления учащихся путем применения общих формул к частным случаям. ...

Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru