Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Календарно-тематическое планирование уроков

Календарно-тематическое планирование уроков

Страница 9

В целом наряды женщин южнорусских губерний отличались яркостью, многоцветием красок. В их оформлении использовались сочные открытые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий. Это одна из отличительных особенностей костюма этого района.

Своя прелесть: сдержанная красота были в ином, отличном от южного, северном костюме.

Северорусский костюм составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, передник, украшения и дополнения, обувь.

Сарафан (платье без рукавов или высокая юбка на лямках) надевался на рубаху. Сарафаны носили женщины северных и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Урала.

Сарафаны шили как из домотканых материалов – сукна, холста, - украшая их набойкой, вышивкой, так и из покупных тканей – парчи, шелка, бархата.

По крою сарафаны могли быть различными. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан, который шили из перегнутого по плечам полотнища ткани. Косоклинный распашной сарафан имел спереди два полотнища, застегивающихся на медные, оловянные или серебряные пуговицы.

Позже в центральных районах России появились круглые, или прямые, сарафаны на лямках, которые шили из нескольких прямых полотнищ ткани.

Рубахи, которые носили с сарафаном, могли быть как целые, так и составные. Украшались в них в основном одни рукава, ведь остальные ее части были не видны.

Рубаха могла состоять из двух частей, которые в разных губерниях назывались по-своему. Так, верхнюю часть называли “рукава”, “воротушка”, “грудка” и делали из тонкой ткани, а нижнюю – “подставку”, “стан” – из домотканины.

В северных и центральных губерниях рубахи украшали своеобразной вышивкой, изящным орнаментом, имеющим графический характер.

С сарафаном часто носили передники с завязкой выше груди либо передник с грудкой (нагрудкой) с завязками на талии и шее. Передники украшались вышивкой, которая имела характер оберега.

Обязательной деталью костюма, как женского, так и мужского был пояс. Им подпоясывались женские рубахи и сарафаны, верхняя одежда. Пояс служил не только украшением. Он играл и практическую роль. В подпоясанной одежде было теплее; на поясе женщины крепили сумочки, гребни, ключи и пр. Кроме этого, пояс, по народным поверьям, имел магическую силу: он выполнял роль оберега, защищая человека от злых духов. Потерять пояс означало навлечь на себя большие неприятности; распоясать его – означало обесчестить себя.

Более распространенными были плетенные и тканые пояса различной ширины. Пояс чаще завязывали, а не подтыкали, поэтому спадающие концы отделывали кистями, бахромой, помпонами из шерстяных нитей. Носили его под грудью (в женских костюмах с передником, сарафаном) или на талии. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда – спереди или сзади.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах не только не садились за стол, но даже и не присаживались на лавку – боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой, в котором она могла уже сесть за стол. Детские вещи шили на “вырост” и передавали от старших к младшим. Зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали – берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе – хранили аккуратно сложенными в сундуках или в больших коробах из липы.

Крой определял силуэт одежды и архитектонику крестьянского костюма. Практичность кроя народной одежды проявлялась и в ее “безразмерности” – благодаря значительной объемности форм она подходила людям самой разной комплекции.

Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т.п. С точки зрения культуры костюм можно рассматривать как некоторый текст, написанный особым языком. Язык – это, прежде всего, смысловая сфера, и знаки языка есть смысловые знаки, а свой смысл они получают от тех предметов, которые они обозначают.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Общая характеристика развития координации движений у старших дошкольников
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...

Виды воображения
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создан ...

Характеристика выборки, организация и методы исследования
Для доказательства гипотезы исследования установления факторов, влияющих на активное применение средств инфокоммуникационных технологий в самообразовании был проведен педагогический эксперимент. Выборка была сформирована из студентов центра дистанционного обучения Нижнекамского филиала Института эк ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru