Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Календарно-тематическое планирование уроков

Календарно-тематическое планирование уроков

Страница 8

Рубаха – древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.

Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.

В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” – выбеленное полотно.

Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.

В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в “пожнивную” рубаху.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.

Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.

На территории России на протяжении веков сформировались два основных типа национального костюма: южнорусский и северорусский.

В южнорусский костюм входили: рубаха, юбка-понева, пояс, передник, нагрудная одежда типа укороченной рубахи с рукавами или без рукавов, украшения и дополнения, кичкообразный сложносоставный головной убор “сорока”, обувь.

Девичья одежда состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную поясную одежду – поневу и тщательно закрывала голову сложным головным убором – сорокой.

Понева (распашная юбка) состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой домотканины темных насыщенных цветов (черный, темно-синий). Она могла быть или распашной, или глухой.

Наиболее древние – распашные поневы Орловской и Курской губерний. Они были короткие (чуть ниже колен), иногда их носили “кульком”, подтыкая передние полы за пояс. Интересна так называемая “добрая”, т.е. нарядная понева Тульской губернии. Она богато орнаментировалась розетками из лент, вышивкой, позументом (лента или тесьма с металлическим узором), блестками.

Праздничные поневы молодых женщин украшали вышивками, прошивами, аппликациями, металлическим кружевом, бисером, также бусами или бубенцами, служившими, по представлениям крестьянок, оберегом от несчастья и злых духов.

Наиболее нарядной, яркой частью южнорусского костюма были передники (“занавески, запоны”). Они служили как бы завершением всего костюма и постоянно были, в отличие от других предметов, полностью на виду. Их покрой был разнообразен: они могли надеваться через голову, могли иметь рукава или узкие проймы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...

Значение детского театра в формировании творческой личности ребенка
Именно через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль значительно возросла за счёт создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах с углублё ...

Понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника
Познавательная деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru