Цель символической системы костюма – передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.
Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.
Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.
Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.
Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.
Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.
Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы – солярные знаки, прямая линия – символ земли, женская фигура – символ плодородия, волнообразная ритмическая линия – символ воды, дерево – знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове – символ счастливого брака.
Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов – основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.
3. Инструктаж.
Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.
(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове – символ счастливого брака).
- Давайте обсудим, что обозначают эти изображения.
Прежде, чем мы приступим к вышивке, определите, с какого орнамента лучше начать работу. Работаем нитью в два сложения. Помним о чистоте изнаночной стороны, а, следовательно, о закреплении нити в начале и в конце работы. На ткани для каждого крестика отсчитываем по три ниточки.
4. Инструктаж по техники безопасности. (Безопасные приемы работы с ножницами, иголками).
5. Практическая работа.
Учащиеся вышивают по выданным им схемам. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
6. Подведение итогов занятия. Просмотр работ.
7. Выдача домашнего задания.
8. Уборка рабочих мест.
Смотрите также::
Предмет и понятие педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обог ...
Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...
Принцип историзма в обучении математике
Чтобы понять сущность принципа историзма, для начала необходимо рассмотреть историю становления этого принципа в обучении. Вопрос о целесообразности использования элементов истории математики и историко-генетического метода в процессе обучения не является новым. К нему на протяжении 300 лет обращал ...