Новое в педагогике » Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов » Календарно-тематическое планирование уроков

Календарно-тематическое планирование уроков

Страница 10

Цель символической системы костюма – передать информацию от мастерицы к зрителю. В начале XIX века создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют нитка и холст. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и изображать.

Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Многие вышитые изделия поражают техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья.

Здесь можно встретить и дерево жизни, и птиц, и различные геометрические солярные знаки: круги, кресты, усложненные ромбы и т.п.

Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы. Типично для орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурками.

Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

Все узоры словно находятся вне времени и пространства. Нет натуралистического изображения, все предельно обобщено и схематизировано. В вышивке подобный характер изображения со строго определенной композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывается веками и является духовным и художественным смыслом многих поколений.

Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы – солярные знаки, прямая линия – символ земли, женская фигура – символ плодородия, волнообразная ритмическая линия – символ воды, дерево – знаки вечно живой природы, две птицы голова к голове – символ счастливого брака.

Разномасштабность мотивов, их сложная и простая повторность, разнообразие техники вышивки варьирование цветов – основные художественные средства, с помощью которых достигалась индивидуальность орнаментики каждого костюма.

3. Инструктаж.

Сегодня на уроке мы будем вышивать орнамент, который применяли для украшения костюмов, да и не только костюмов. Этот узор можно встретить и на рушниках, и на занавесках и на других изделиях.

(Учитель демонстрирует схему и образец вышивки: древо жизни и две птицы голова к голове – символ счастливого брака).

- Давайте обсудим, что обозначают эти изображения.

Прежде, чем мы приступим к вышивке, определите, с какого орнамента лучше начать работу. Работаем нитью в два сложения. Помним о чистоте изнаночной стороны, а, следовательно, о закреплении нити в начале и в конце работы. На ткани для каждого крестика отсчитываем по три ниточки.

4. Инструктаж по техники безопасности. (Безопасные приемы работы с ножницами, иголками).

5. Практическая работа.

Учащиеся вышивают по выданным им схемам. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

6. Подведение итогов занятия. Просмотр работ.

7. Выдача домашнего задания.

8. Уборка рабочих мест.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Смотрите также::

Технологическая особенность изготовления изделия
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы. Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубле ...

Дошкольное образование до 1917 года
В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. В том же году редактор педагогического жу ...

Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р. В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков. Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, систе ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru