Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Страница 1

Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать его особенности.

«Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное качество, признак чего-нибудь.

Исследователями проблематики начального профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М. Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательно­го процесса в учреждениях начального профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеоб­разовательных учреждениях. При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, осо­бенности субъектов воспитания.

Указанные ученые, вы­деляют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, находя­щиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:

особенности учащихся учреждений начального профессиональ­ного образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характе­ризует учащихся учреждений начального профессионального образо­вания как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессио­нального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается воз­можным формирование и становление молодого работника и его обра­за жизни.

Особенности учащихся учреждений начального профессионально­го образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.

Социальная общность учащихся учреждений начального профес­сионального образования отличается непродолжительностью пребыва­ния в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости во­обще и даже со временем его пребывания в иных образовательных груп­пах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рас­сматривается в границах 15-20-летней продолжительности.

Учащиеся учреждений начального профессионального образо­вания находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "тре­тий мир", существующий между детством и взрослостью». Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психи­ческого развития наиболее противоречивы.

Давая обобщенную характеристику периода ранней юности, В.В. Да­выдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологи­ческое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости» .

3. Поступив в учреждение начального профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, опреде­лили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального училища - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспита­ния, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.

4. Для большинства учащихся учреждений начального профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном училище или лицее является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.

Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:

Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио­нального образования характеризуется кратковременностью воспита­тельного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;

Учебная деятельность у учащегося учреждения начального профессионального образования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными пред­метами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновре­менно сочетая теоретическое обучение с производственным.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего школьного периода и другие психические функции у младшего школьника
Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как у дошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, перв ...

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями
формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями; формировать трудовые навыки и умения по уходу за домашними животными; учить детей ухаживать за объектами уголка природы детского сада; учить детей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, ...

Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru