Новое в педагогике » Игра, как средство психического развития ребенка » Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Страница 1

Психологические особенности детей 3-го года жизни

К концу третьего года жизни происходит существенный сдвиг в развитии игровой деятельности детей. Он заключается, прежде всего, в том, что у ребенка начинает появляться представление о роли, которую выполняет взрослый в реальном взаимодействии с другими людьми. Первоначально эта роль привязана к конкретным предметам, поэтому ребенок должен освоить действия, соответствующие роли. При этом роль выступает не как особая социальная позиция, а скорее как набор действий, которые необходимо выполнить. Именно поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок освоил действия, объединенные одной ролью (например, ролью матери - кормление ребенка, укладывание спать и т.д.). Хотя выполнение подобных действий происходит с игрушкой, они почти полностью соответствуют реальным действиям взрослого. (Освоение игровой деятельности основано на подражании действиям взрослых.)

В раннем возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что у детей появляются различные формы деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, что подготавливает переход к дошкольному возрасту. Игра носит процессуальный характер, поэтому для ее развития ребенка необходимо обучать различным действиям с игровыми предметами (например, кормить куклу, укладывать ее спать, катать в коляске, кормить и т. д.). При этом важно, чтобы ребенок повторял и действия, и слова взрослого.

Ключевым моментом возникновения игровой деятельности является осознание ребенком условности игровой ситуации. До тех пор пока малыш не осознает условность игровой ситуации, вся его деятельность, которая может выглядеть как игровая, таковой являться не будет (она может представлять собой лишь копирование поведения взрослого). Особая задача родителя при развитии игровой деятельности малышей заключается в том, чтобы создавать ситуации такого типа. В качестве характерного примера можно привести ситуацию, когда ребенок готовит обед для куклы. В этом случае ребенок может взять ведерко, положить в него различные предметы (камешки, травку) и начать «варить суп». Здесь наступает несоответствие между теми действиями с предметами, которые ребенок реально выполняет, и теми смыслами, которые он вкладывает в эти действия: понятно, что камнями нельзя никого накормить, однако малыш осмысливает эту ситуацию как процесс приготовления еды. Условность ситуации позволяет ребенку совершать условные действия, в результате у него появляется возможность выполнять действия в не совсем правильной с точки зрения объективного результата форме. Эта особенность игровой ситуации раскрывает перед ребенком массу возможностей для проявления собственной инициативы, поскольку она оказывается зависимой не столько от объективного результата, сколько от желания малыша играть и действовать в процессе игры.

Наличие такой инициативы является условием развития автономии поведения ребенка. Помимо того, что малыш может самостоятельно выполнять такие культурные действия, как, например, одевание, умывание, он способен осуществлять действия, придуманные им самим. В этом отношении игра является тем пространством, в котором автономия ребенка становится принципиально другой. Здесь он сам является инициатором выполнения различных действий, а не послушным исполнителем. Однако если игровая деятельность ребенка развита недостаточно, может возникнуть ситуация, характеризующаяся очень сильной зависимостью малыша от взрослых - и в первую очередь от родителей

Становление детской психики связано с развитием восприятия. Как было показано в исследованиях отечественных детских психологов (А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера и др.), развитие восприятия определяется развитием действий ребенка. При этом малыш способен исследовать свойства объекта, с которым он взаимодействует, и строить его образ. Первоначальные образы восприятия объектов оказываются несовершенными. Проявляется это в том, что малыш еще не может проанализировать особенности возникающего у него образа объекта. Он не может соотнести форму объекта, его величину с другими особенностями ситуации. Например, если взять коробку и уложить в нее кубики так, чтобы они покрывали дно, а затем высыпать их из коробки и предложить ребенку сделать то же самое, то окажется, что для него это чрезвычайно сложная задача (особенно если кубики различаются по форме и величине. Для развития восприятия ребенка полезно рассматривать с ним предметы и сравнивать их по размеру, цвету и форме: например, можно предложить малышу найти такую же по цвету машинку, как у взрослого.

Хотя восприятие в этом возрасте еще несовершенно, но при правильно организованной работе дети могут усвоить представление о 5-6 формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал) и научиться выделять до 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.). Однако в большинстве случаев дети испытывают трудности при анализе форм окружающих предметов и различении цвета.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru