Новое в педагогике » Кампус как центр университетской и культурной жизни » Организация учебного процесса в средневековом университете

Организация учебного процесса в средневековом университете

Существовали две «семьи» университетских статутов (обеспечивающих их внутреннюю жизнь документов) – Болонская и Парижская (или «южная» и «северная»). Последняя была более распространенной. Среди студентов можно было встретить как детей и подростков, так и убеленных сединами старцев. Чаще всего обучение начиналось лет с пятнадцати. Прослушав определенное количество курсов на факультете свободных искусств («артистическом»), студент становился сначала бакалавром, а потом и магистром искусств. В уставах оговаривалось, что эту степень мог получить человек не моложе 21 года, проучившийся уже не менее 7 (в некоторых университетах – 5) лет. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из высших факультетах – медицины, права, теологии. Наиболее длительным оно было на теологическом факультете – от 12 до 15 лет. За это время последовательно обретались степени «курсора» (бакалавра-репетитора), «библикуса» (комментирующего Библию), «сентенциария» (допущенного преподавать по книге «Сентенций» Петра Ломбардовкого, в которой согласовывались мнения авторитетов по спорным вопросам богословия), бакалавра «формати» (участвующего во всех диспутах), лиценциата (обладателя «права преподавать повсюду») и, наконец, степень доктора теологии, означавшая наивысшую компетентность.

Обучение в университете само по себе не было уж очень дорогостоящим, однако больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней: оплата технического персонала («педелей»), покупка парадного одеяния, организация банкета. Много денег уходило на книги, жилье, питание. Главным источником финансирования была помощь из дома.

От десятилетия к десятилетию увеличивалась роль коллегий, первоначально бывших лишь общежитием для нуждающихся, но впоследствии ставших центрами преподавания. Монашеские ордена основывали их для своих студентов, монархи учреждали такие коллегии или оплачивали места в них (бурсы) для выходцев из подвластных им территорий, вельможи и богатые прелаты – для своих земляков. Традиционной стала практика университетской благотворительности: преуспевший выпускник завещал коллегиям свои книги, основывал новые бурсы (как правило, обязывая молиться за помин своей души). С течением времени в коллегии смещается центр тяжести университетской жизни, там ведется преподавание, собираются богатые библиотеки. Оксфорд и Кембридж превратились с ХIV в. в конфедерацию отдельных колледжей. Для студентов существовали и заработки в виде жалованья за отправление университетских должностей, платных консультаций, переписывания рукописей, службы секретарем и т.д.


Смотрите также::

Управление самостоятельной деятельностью учащихся
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Управление самостоятельной деятельностью присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием ...

Виды контроля на разных этапах обучения
На ряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на её видах, таких, как: · текущий учет; · тематическая проверка; · итоговый контроль. Текущий учет - основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные пробелы в знаниях и наметить пути ...

Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru