Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника » Методы развития творческого потенциала

Методы развития творческого потенциала

Страница 12

Программа применения тренинговыхэвристических заданий формирования креативности школьников

Американский исследователь Е.П.Торренс / EllisTorrance сформулировал требования к приемам, позволяющим стимулировать развитие креативности. Эти программы должны:

1. содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные, по крайней мере, на короткие промежутки времени;

2. обладать возможностями возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;

3. обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;

4. обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.

Нами были подобраны тренинговые задания, которые учитывали условия, развивающие творчество. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, были выделены компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

классифицировать объекты, ситуации, явления по основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формулировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты;

использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве.

представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: преодоление психологической инерции мышления; оценивание оригинальности решения; сужение поля поиска решения; фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Примеры эвристических тренинговых задач были направлены:

1. Задачи на оперирование понятиями "все", "некоторые", "отдельные".

2. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

3. Задачи на придумывание способов обозначения схематизации и символизации различных отношений.

4. Задачи на комбинаторные действия.

5. Задачи на установление сходства и соответствия.

6. Задачи на активный перебор вариантов отношений.

При подборе задач каждого вида мы придерживались следующих принципов: Задачи должны:

соответствовать возможностям учащихся, как по объему элементов, так и по сложности их отношений;

быть близкими жизненному (но не обязательно учебному) опыту ребенка и в то же время содержать элемент новизны, необычности формулировки, нестандартности решения;

стимулировать, прежде всего, самостоятельные умственные усилия каждого ученика, способствовать раскрытию его творческой индивидуальности.

Внеклассные занятия проводились один раз в неделю по 45 мин. На каждом занятии дети получали для решения по 6–7 задач разных видов. Степень трудности задач каждого вида, как по объему, так и по сложности отношений возрастала по мере приобретения детьми умения анализировать и решать их. Решение каждой задачи, особенно на первых занятиях, мы подробно анализировали, давая возможность высказаться всем желающим, чтобы каждому было интересно и понятно, где и что он решил правильно, а где ошибался и почему.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Смотрите также::

Применение рейтинговой оценки на основе компьютера
“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая сист ...

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элеме ...

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»(К.С.Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявля ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru