Новое в педагогике » Методика изучения свойств прямоугольного треугольника в курсе геометрии 7-8 классов » Психолого-педагогический аспект изучения темы

Психолого-педагогический аспект изучения темы

Страница 1

В настоящее время наблюдается усиленный интерес учителей математики к психолого-педагогическим проблемам, к психологическим знаниям. Этот интерес обусловлен тем, что учителя математики в своей повседневной практической деятельности встречаются с такими проблемами, которые можно разрешить лишь на основе психолого-педагогических знаний, а также при условии глубокого психологического осмысления сущности этих проблем.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные способности – это нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем.

Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни.

Правильность отношения учителя к ученику связано с пониманием кардинальных проблем возраста, специфики и ведущих тенденций, определяющих особенности учебно-воспитательного процесса, стратегию обучения и воспитания. Это значит, решить для себя, какие принципы положить в основу планирования содержания и методов обучения, какие требования предъявлять учащимся, как строить общение с ними, как оценить их знания, возможности, способности, т.е. как определить основные направления и пути реализации характера обучения. Анализ возрастных особенностей учащихся поможет правильно построить урок, найти наилучший подход к любому из учеников.

Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения математике. Очертив общую характеристику возрастных особенностей учащихся, попытаемся наметить особенности совершенствования психических процессов в подростков возрасте.

Ученик – это растущий, развивающийся человек. Придя в школу в семь лет, он заканчивает её в 17 лет вполне сложившимся человеком юношеского возраста. За эти десять лет обучения ученик проходит огромный путь физического, психического и социально – нравственного развития.

Учащиеся 7–8 классов – это преимущественно подростки 12–13 лет. Именно в этом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребёнок переходит в основном к использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Среди школьных предметов для развития логической памяти как нельзя лучше подходит геометрия. Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причём как в практическом плане, так и в теоретическом.

Ещё одной чертой, которая впервые полностью раскрывается в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании всё принимать на веру. Эта возрастная особенность учащихся может помочь сделать уроки геометрии по теме «Прямоугольный треугольник» очень интересными для самих учащихся, если их проводить в форме неких практических работ, что может способствовать хорошему усвоению многих тем. Ведь в этот период подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки стремятся решать наиболее сложные задачи, нередко проявляются не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности, в развитии которых неотъемлемую роль может сыграть геометрия, с её законами, теоремами и интересными решениями некоторых задач. Для подростков характерна эмоционально – отрицательная эффективная реакция на слишком простые задачи. В этих случаях можно дать возможность ученикам самим вывести и доказать и свойства прямоугольных треугольников, теорему Пифагора. Сильным ученикам дать возможность самим провести исследования или провести несложный урок.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Психофизиологическая структура процесса чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» Первой операцией чтения является зрительное в ...

Основные виды и свойства мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задач ...

Контроль как важнейшее звено процесса обучения
В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, прежде всего мышления. В этом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и других познавательных процессов. Возн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru