Новое в педагогике » Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся » Техника выполнения лабораторных работ по ботанике

Техника выполнения лабораторных работ по ботанике

Страница 4

Цель: Исследовать побеги клубней картофеля в связи с выполняемыми функциями.

Оборудование: клубни картофеля, скальпель, альбом.

Знакомить учащихся с видоизмененными побегами начинаем в ходе беседы о значении картофеля (пищевая, кормовая и техническая культура). С целью актуализации ранее усвоенных учащимися знаний об органах цветкового растения предлагаем для обсуждения вопрос: можно ли назвать клубень картофеля корнем, листом, цветком, плодом? В результате создается проблемная ситуация (что же такое клубень картофеля?) и необходимость решения учебной задачи, в ходе которого учащиеся должны опровергнуть ошибочные предположения и доказать, что клубень картофеля – видоизмененный побег.

Решение этой задачи проводится в такой последовательности: учащиеся перечисляют признаки плода и побега, выясняют, какие из этих признаков присущи клубню, и делают вывод о том, что клубень – видоизмененный побег. Они убеждаются в этом в ходе лабораторной работы, предусматривающей изучение внешнего и внутреннего строения клубня. Выполняя работу по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотри клубень, найди почки. Зарисуй контур клубня и обозначь глазки и расположенные в них почки.

2. Вспомни, как располагаются почки на клубне.

3. Сосчитай число глазков на клубне; большее число их располагается на верхушке, меньше – на основании; определи, где у клубня верхушка, где – основание.

4. Рассмотри тонкие поперечные срезы клубня картофеля на свет и найти части стебля; зарисуй строение поперечного среза клубня картофеля; подготовь ответ на вопрос: почему очищенный молодой картофель скользит в руках?

5. Сравни внутреннее строение стебля липы и внутреннее строение клубня; объясни черты отличия.

Тема: Передвижение воды по растению

Цель: Ознакомиться с принципом поступления воды к листьям и почкам растения.

Оборудование: поперечные срезы древесных пород растений, альбомы.

Изучение вопроса о передвижении воды и минеральных веществ по стеблю начинаем с повторения материала о корне, поступлении воды и минеральных веществ в растение, взаимосвязях строения и функции корня. Проводим беседу о строении и функциях листа и предлагаем учащимся ответить на вопрос: по какой части стебля вода поднимается в листья?

Обсуждение этой темы завершаем демонстрацией опыта, доказывающего, что вода и минеральные соли передвигаются по древесине стебля, и предлагаю учащимся изучить результаты этого опыта руководствуясь при выполнении лабораторной работы инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотри поперечный и продольный срезы веток липы, поставленных в подкрашенную воду.

2. Зарисуй их, подпиши названия слоев, с помощью цветного карандаша изобрази результаты опыта.

3. Объясни, почему окрасилась древесина, а не сердцевина и кора.

3. Экологические особенности растений.

Тема: “Многообразие соцветий цветковых растений”.

Цель: 1. Познакомиться со строением простых и сложных соцветий. Научиться распознавать типы соцветий.

На данном уроке знакомимся с многообразием соцветий в связи с привлечение насекомых для опыления.

Оборудование: наборы гербарных листов растений с различными типами соцветий, живые цветы.

Инструктивная карточка.

1. Начертите таблицу:

Особенности строения соцветий

Название соцветия

Особенности его строения

Пример растения

     

2. Ознакомьтесь с гербарными листами растений, соцветия которых нужно определить.

3. Рассмотрите поочередно каждое растение, найдите его название в этикетке. Какое соцветие у данного растения? Заполните таблицу.

4.Сделайте вывод о роли соцветий в опылении растений.

Тема: Голосеменные. Сосна – типичный представитель голосеменных растений.

Цель: Познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите внешний вид шишек сосны обыкновенной. Отметьте их форму, размеры, окраску. Свои наблюдения запишите в тетради.

2. Рассмотрите хвою сосны. Определите форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на ее окраску. Свои наблюдения запишите в тетради.

3. Используя рисунки и текст учебника, подготовьте рассказ о биологических особенностях сосны, придерживаясь следующего плана:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...

Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошк ...

Научный аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самосто ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru