Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 1

Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патологией является показателем успешности проводимых мероприятий. Многие авторы (Э.С. Калижнюк, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко и др.) указывали на важность усвоения коммуникативных умений для развития личности, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. В.А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с нарушением речи, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, изобразительные, символические жесты, а также и другие виды жестов - эмоциональные, ритмические, жесты - призывы.

Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсанаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. А.М. Антипова считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств. В литературе (Е.С. Алмазова, В.А. Артемов, Е.А. Брызгунова, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.) неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данный вопрос приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции интонация несет еще и компенсаторную нагрузку.

В последние годы в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию так называемых невербальных средств общения или форм коммуникации. В отечественной логопедии основное внимание традиционно уделялось формированию и развитию обычной, преимущественно устной, экспрессивной речи улиц с разной речевой патологией. О развитии неартикулируемых средств общения говорилось либо как о негативном явлении в контексте псевдокомпенсации, либо как о вспомогательном компоненте речевого общения. Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц с нарушением речи.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать в импрессивном и экспрессивном плане как:

традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являются необходимой базой для их развития;

традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект произносимой речи;

традиционные или нетрадиционные основные средства коммуникации, полностью или частично замещающие произносимую речь;

Одним из неартикулируемых средств общения является интонационная сторона речи. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, нежели формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Исследования по изучению особенностей просодической стороны речи проводились в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основные направления работы МДОУ №12:

охрана, укрепление физического и психического здоровья детей;

предельно возможное восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата;

создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

формирование общих способностей и целостной личности каждого ребенка.

Дошкольное учреждение посещают дети с 1.5 до 7 лет со следующими диагнозами:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Стили руководства в детском художественном коллективе
Обучение пению – это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Сейчас открываются широкие возможности педагогическому творчеству для новых поисков методов обучения под ...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников
"Концепция дошкольного воспитания" (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих воз ...

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7 лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru