Новое в педагогике » Подходы и методы проведения уроков географии » Требования к современному уроку географии

Требования к современному уроку географии

Страница 1

Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.

Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.

Каковы же различия традиционного и современного урока? Первым показателем различий служат цели урока, с осознания и формулировки которых начинается подготовка учителя к любому уроку. В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют четыре группы задач: задачи усвоения знаний; формирования умений; воспитания творческих способностей; задачи, связанные с достижением эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале. Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом и в целом перед всей школьной географией. Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения. Цель современного урока – формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. При постановке целей каждого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обеспечить? На какие ценности должно быть ориентировано содержание? Цели урока – это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать у них такие качества, как социальная активность, умение осмысливать события, окружающую действительность в ее разных масштабах, принимать самостоятельные решения, способность к переучиванию и непрерывному самообразованию.

Второй показатель различий традиционного и современного урока заключается в изменении роли и функций учителя на уроке.

На традиционном уроке основная функция учителя – передача учебной информации и создание условий для ее усвоения. На таком уроке активен лишь учитель, который объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания. На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала. Школьная география, имея множество программ, разнообразные учебники, большой перечень средств обучения, располагает всеми условиями для организации самостоятельной познавательной деятельности как на уроке, так и при проведении занятий на местности и в ходе учебных экскурсий. Основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.

Следующий наиболее существенный признак современного урока – изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества. На традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.

Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает школьников к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале. Сотрудничество может быть выражено и в передаче некоторых функций учителя учащимся, например, при проверке знаний и умений, целеполагании и планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.

Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, заформализованным, всегда одинаковым по структуре. Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательность таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, постановка домашнего задания. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время урока тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового остается мало времени, что не позволяет осуществить полный цикл познавательных действий: восприятие, осмысление, запоминание, упражнения, последующее повторение и усвоение. Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его отдельных этапов. Главное на уроке – применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале. В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится теперь на его начало, на самую продуктивную участь урока.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Закон преломления света
В учебнике Касьянова, данная тема обширно представлена определениями и описанием законов. Кроме того, в нём много рисунков. Подобные рисунки есть и в учебнике Мякишева. Рис. 57 Касьянов 11 класс Рис. 58 Касьянов 11 класс Рис. 59 Касьянов 11 класс Рис. 60 Касьянов 11 класс Рис. 61 Мякишев 11 класс Р ...

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся
Проблемы эффективности педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. В нашей работе, мы, для начала, попытаемся ответить на вопрос: почему учителя общаются с детьми по-разному, почему у них складываются и с каждым отдельным учен ...

Понятие термина «глухонемота». Развитие речи в онтогенезе и причины глухонемоты
Глухонемота - врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возмож ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru