Инструктивная карточка
1. Снимите иглой немного зеленого налета с кусочка коры и перенесите его на предметное стекло в каплю воды. Накройте препарат покровным стеклом, слегка его прижимая. Выступившую из-под стекла воду удалите фильтровальной бумагой.
2. Под большим увеличением микроскопа рассмотрите форму хлорококка и его строение. Найдите оболочку, хлоропласт – у водорослей он называется хроматофором, - цитоплазму (между хроматофором и оболочкой).
От чего зависит зеленая окраска хроматофора?
Зарисуйте одноклеточную водоросль хлорококк.
3. Нанесите на предметное стекло около покровного каплю йода, а с противоположного края с помощью фильтровальной бумаги удалите воду, пока раствор йода не окажется под покровным стеклом. Рассмотрите окрашенный препарат.
Как изменилась окраска частей клетки? Есть ли в клетке водоросли крахмал? Если есть, то как он здесь образуется?
4. Сравните отдельные клетки хлорокока между собой. Все ли они одинакового размера? Рассмотрите делящиеся клетки, имеющие наружную перетяжку.
5. Сравните строение клетки водоросли с бактерией. У кого из них более сложное строение? Какие черты сходства между ними?
Подведение итогов работы.
Одного из учащихся вызываю к доске и предлагаю нарисовать хлорококк, обозначить его части. Теперь дополнительно поясняю (по таблице), что у хлорококка в центре клетки имеется ядро с ядрышком, что форма хроматофора чашевидная. После этого дети рисуют ядро с ядрышком.
Далее выясняем вопрос о питании и дыхании одноклеточных водорослей. Выяснив вопрос о путях поступления воды и растворенного в ней углекислого газа, т.е. исходных продуктов фотосинтеза. Подвожу учащихся к ответу о питании зеленых водорослей. Для закрепления знаний рисую на доске схему питания водорослей. А дети то же самое делают в тетради.
Затем выясняем вопрос о дыхании водорослей и повторяем понятие об обмене веществ. Поясняю, что водоросли могут использовать из окружающей среды и готовые органические вещества, что это роднит их с бактериями, которые питаются в основном готовыми органическими веществами.
Знания, приобретенные на лабораторном занятии, позволяют учащимся сделать вывод о вегетативном размножении хлорококка. Рассказываю, пользуясь таблицей, что хлорококк размножается также бесполым путем – с помощью подвижных зооспор – и половым – путем слияния мелких подвижных клеток (изогамет).
Обсуждение итогов данной лабораторной работы проводится так же, как на предыдущем уроке. Пользуясь таблицей, внимание учащихся обращаю на форму хроматофора. Поясняю особенности размножения путем своеобразного полового процесса – копуляции, называемой у водорослей конъюгацией. Отмечаю, что размножение сходно с хлорококком: бесполое – подвижными зооспорами – и половое – путем слияния двужгутиковых подвижных клеток.
Итоговое обсуждение заканчиваю краткой беседой о значении зеленых водорослей в природе и жизни человека.
Тема: Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение.
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение шляпочных грибов.
Учащиеся знакомятся на данном уроке со средой обитания, строением, питанием, размножением шляпочных грибов, явлением симбиоза у растений, делением грибов на съедобные и ядовитые.
На лабораторном занятии путем самостоятельного изучения природного материала учащихся выясняют внешнее строение шляпочных грибов, рассматривают микростроение плодового тела гриба, узнают о симбиозе на примере грибницы и корней брусники.
Оборудование: фиксированные препараты шляпочных грибов, грибокорень брусники, скальпели, микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, препаровальная игла, фильтровальная бумага, раствор йода.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите у гриба ножку и шляпку, зарисуйте и обозначьте части рисунка.
2. Сделайте продольный разрез плодового тела, рассмотрите нижний слой шляпки. Какое строение он имеет – трубчатое или пластинчатое?
3. Скальпелем сделайте тонкий срез трубочек (или пластинок) и приготовьте давленый препарат (сожмите срез между двумя предметными стеклами). Рассмотрите под микроскопом при малом увеличении тонкие прозрачные нити – нити грибницы, из которых состоит плодовое тело гриба, и округлые тела – споры (клетки бесполого размножения). Зарисуйте и сделайте надписи.
4. Кончиком иглы перенесите немного тонких корней брусники на предметное стекло. Окрасьте препарат раствором йода и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом (малое увеличение). Найдите темные тонкие нити грибницы и толстые неокрасившиеся корни брусники (грибница и корень переплетаются между собой). Зарисуйте микростроение грибокорня. Приведите примеры взаимовыгодного сожительства двух разных растительных организмов.
Смотрите также::
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...
Сущность индивидуально - личностного взаимодействия
Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания ко ...
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки—это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя прост ...