При изучении курса «Психология педагогической оценки» мне кажется особенно заслуживающим внимания опыт Ш.А. Амонашвили. В рамках разработанной им «гуманной педагогики» вопросам о том, как и что оценивать, с какой целью мы выставляем отметки, нужны ли отметки вообще, отводится значительное место.
Основная цель гуманной педагогики – «формирование познавательной активности и самостоятельности школьников», а её основной принцип – «обучение во имя развития личности школьника, укрепление гуманных, нравственных отношений, бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала». Учение на много лет становится ведущей деятельностью ребенка, поэтому особенно важно, чтобы оно вызывало радость, а не отвращение: «одну из важнейших своих педагогических задач мы видим в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость».
Работая учителем начальных классов, Шалва Александрович Амонашвили много наблюдал за тем, что в школьной жизни приносит детям радость, а что – огорчение; что вдохновляет на учебу, а что отвращает от нее. Его открытия касались различных сфер традиционной системы обучения, и проблема оценивания результатов учебной деятельности ребенка, пожалуй, была одной из самых обсуждаемых.
В своем экспериментальном классе он опробовал безотметочную систему обучения, которая поначалу была с недоверием встречена его коллегами-учителями. Многие восприняли безотметочное обучение просто как отказ от выставления отметок, однако это было вовсе не так. Безотметочное обучение предполагает полную реорганизацию отношений между учеником и учителем, повышение значения самоконтроля и самооценивания ученика, использование альтернативных методов оценивания.
Меня давно интересовала гуманная педагогика Амонашвили, и я с большим увлечением взялась изучать систему безотметочного обучения, описанную в его трудах.
Смотрите также::
Организация повторения изученного материала
В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими. Указывая на важность процесса повторения изученного материала, современные исследователи пока ...
Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и
тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стрем ...
Сотрудничество с семьями воспитанников как условие
формирования представлений об экологической культуре у детей
Формирование представлений об экологической культуре, напоминает Н.А. Бирюкова - сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи и образовательного учреждения, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Приступая к работе с с ...