С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел,. Первые мероприятия этого отдела носили эстрадный характер (Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.) по двум причинам — стационарных детских театров еще не было, их только предстояло создать; а, кроме того, обстановка требовала, чтобы «концерт» приезжал к детям, а не дети из разных уголков съезжались бы на концерты: городской транспорт почти бездействовал, продовольствия было мало, и здоровье многих ребят оставляло желать лучшего. Доска дуба москва купить дуб в москве.
Примечательно, что эта тенденция — искусство приходит к детям — сохранилась и до сих пор, несмотря на наличие многих прославленных театров для детей и юношества, несмотря на все возможности современного устроенного быта. Пионерлагеря и школы, детские больницы и санатории, дома пионеров и даже дворы больших домов, не говоря уже о парках и скверах,— вот постоянные площадки нашей детской эстрады. Концертные организации в плановом порядке заботятся о различных мероприятиях для детской аудитории.
Хотя исполнители всех эстрадных жанров для выступлений перед детской аудиторией должны иметь особый репертуар, труднее других бывает перестраиваться разговорникам.
Дети не являются зрителями одного возраста. Эта аудитория распадается на возрастные группы, с особенностями которых нельзя не считаться. В отношении репертуара для юношества существуют, естественно, кое-какие ограничения, но они не так уж велики, ведь весь репертуар советской эстрады лишен сомнительной тематики, столь распространенной в буржуазных условиях, поэтому для юношества уместны, вероятно, 95 процентов наших номеров. Что же касается дошкольников и учеников школы-восьмилетки, то специфика в репертуаре для них очень сильна. Дошкольники легко утомляются. Многие понятия, ясные для подростков, недоступны им. Трудно овладеть вниманием такой аудитории и еще труднее удержать это внимание, коль скоро исполнитель, хоть в какой-то степени наскучил своим зрителям.
В программы детских концертов включаются почти все эстрадные номера — вокальные, танцевальные и оригинальных жанров с ограничениями, обусловленными педагогическими установками. Так, например, жанровые песни и песни о любви не годятся для детской аудитории. Акробатов желательно показывать в мужских парах. Фокусы можно демонстрировать самые разнообразные, но без манипуляции картами, без курения папирос и глотания безопасных бритв, ибо маленькие зрители любят подражать увиденным номерам. Танцы лучше показывать характерные, народные, комические и чисто классические. А пряные парные танцы, разумеется, отпадают.
Большое значение придается в детских концертах конферансу: дети гораздо больше, чем взрослые, нуждаются в пояснениях к номерам и в разрядке после напряженного внимания к только что прошедшему номеру. Театрализованный конферанс, в котором выступят бытовые, близкие детям персонажи, лучше, чем нейтральный «салонный стиль» ведения программы. Милиционер или повар, пионервожатый или дворник, двое пионеров, ведя программу, смогут быстро найти общий язык с детьми. А вялая фигура «вообще» артиста, лишенного возможности говорить о каком-то конкретном куске жизни с активных позиций участника этого микромира, гораздо менее интересна ребятам.
Значительное место в детских концертах имеют кукольные выступления. И у нас в профессиональном искусстве помимо разветвленной системы кукольных театров существует на детской эстраде значительный отряд кукольников-солистов, кукольных дуэтов и даже — малые кукольные ансамбли (3—4 человека). Кукольные ансамбли появляются на концертах с большими ширмами, где игровая площадка для кукол доходит до двух квадратных метров: это почти равно стационарной кукольной сцене. У таких ансамблей имеется и полный реквизит для спектакля, и обслуживающий персонал, и свой аккомпанемент. Наиболее распространены у нас куклы петрушечного типа. Но и марионетки и тростевые куклы имеют у детей немалый успех. Близок по методам к кукольному театру и театр теней.
Нет препятствий в самодеятельности театров теней и кукольных театров всех видов. В домах пионеров часто встречались в советское время организованные подростками кукольные театры. Репертуар для них печатался многими издательствами и Отделом распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав (Москва).
Материалы для номеров кукольников в концертах пополняются прежде всего баснями и инсценировками коротких народных сказок, а также специально написанными «сказочными скетчами», где действующими лицами являются обычные герои сказок: животные и персонажи фольклора (как русского, так и других народов). И басни и сказки надо инсценировать лаконично и действенно. Один остроумный человек сказал, что ребенок будет с интересом слушать даже самую скучную историю, если только время от времени говорить: «и вдруг .» Конечно, это — шутка. Но она показывает, какова склонность детской аудитории: для нее нужны неожиданные повороты сюжета, насыщенность действием.
Смотрите также::
Этапы развития коллектива
Процесс развития классного коллектива является противоречивым и нелинейным. Это связано с тем, что детский коллектив, развивался как психологическая общность, содержащая в себе зоны нестабильности и саморазвития, которые возникают, прежде всего, в сфере отношений. Они-то и становятся источниками ли ...
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...
Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об
экологической культуре у детей
На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, в ...