Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Недостатки императивного обучения

Недостатки императивного обучения

Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заставляли – так считают многие педагоги. Однако часто мы наблюдаем такую картину: ребенок хочет в школу, живо интересуется буквами, цифрами, стремится к знанию – но вот он приходит в школу, и это стремление пропадает, он начинает отлынивать от уроков, тяготиться учением. Амонашвили предположил: может быть, дети способны учиться без принуждения, по своей доброй воле, если не внушить им с первых же дней отвращения к учебе как к чему-то тягостному и неприятному?

Какие же основные недостатки императивного обучения выделил в своих трудах основоположник гуманной педагогики?

Во-первых, «императивность обучения накладывает свою печать на характер деятельности педагога и его отношения к школьникам. Позиция учителя в императивном обучении обусловлена его обучающей деятельностью. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет и оценивает. Ученики обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать». Если ученик не хочет этого делать – в ход идут различные способы воздействия на него, мощнейшим из которых является отметка.

Также для императивного обучения характерна ограниченная стратегия в отношении потенциальных возможностей ребенка. «Определенные умения, формы активности, личностные качества, проявляющиеся в условиях этого обучения, долгое время принимались как характерные возрастные психологические особенности и считались инвариантными при любой логике построение воспитания и обучения». В ходе экспериментальных исследований было выявлено, что при обучении, построенном на других основаниях, дети могут проявлять совсем иные возможности и особенности психики: гораздо более раннюю способность мыслить абстрактно, например. Ребёнок способен не только не избегать трудностей, встречающихся в процессе обучения, но и сам стремиться к ним, мобилизуя все свои силы.

«Возникает парадокс: ребёнок имеет потенциальные возможности учиться увлечённо и сознательно преодолевать трудности учения, проявляя при этом все свои развивающиеся многосторонние способности, а традиционно сложившийся путь обучения, не считаясь с этим, избирает прямолинейный, но испытанный путь, именуемый императивным».


Смотрите также::

Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с ...

Традиционные каталоги и картотеки
Библиотечные каталоги - важнейшая часть СБА, исторически сложившаяся одновременно с возникновением библиотек. Первоначальное назначение каталога - способствовать нахождению книги в фонде библиотеки. Этому назначению соответствовал алфавитный каталог, в котором описание книг располагались по алфавит ...

Формирование пространственных представлений в онтогенезе
Многие авторы, занимающиеся, проблемой изучения пространственных представлений относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т.д. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В.Семенови ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru