Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Отметка и личность школьника

Отметка и личность школьника

Страница 1

Общение с окружающими, признание и любовь близких людей являются важнейшими потребностями ребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у него болезненные переживания. В случае, когда низкая успеваемость в школе становится причиной отчуждения между ребенком и его родными, он начинает скрывать свои отметки, приучается лгать, хитрить, скрывать истинное положение вещей. Ребенок привыкает к тому, что ценность личности человека измеряется баллами.

Мотивы учебной деятельности имеют огромное значение для всего процесса обучения ребенка. Школьная отметка, как показывает практика, является одним из мощных мотивационных факторов. Часто дети начинают учиться «на отметку», специально подтягиваясь в конце четверти.

Усиление роли отметки происходит в ущерб другим мотивам, особенно мотивам познавательного характера. Отметки как бы перекрывают стоящие за ними знания, умения и навыки.

История мировой и отечественной педагогики знала немало опытов педагогических поисков, направленных на облегчение школьной жизни ребёнка, на увлечение учащихся процессом познания, на организацию обучения и воспитания, основанных на обоюдном доверии и любви учащихся и учащих.

«Педагогическая практика и её научный анализ показывают, что приохотить ученика к учению – дело не из лёгких. Некоторые психологические факторы, а также социальные и экономические условия создают порой непреодолимы барьеры для положительного разрешения этой проблемы. Среди них действуют такие, как ограниченное время на обучение, постоянно возрастающий объём содержания знаний, выдвигаемые общественной жизнью всё более и более сложные цели и задачи образования подрастающего поколения, некоторые возрастные психологические ограничения».

Эти и другие важные обстоятельства не дают возможности снять все трудности обучения, сделать его лёгким и приятным. Но рациональная педагогическая мысль не должна стремиться к этому. Доведение процесса обучения до такого состояния, чтобы дети усваивали всё без труда, принесло бы вред развитию личности учеников, т.к. не оставляло бы возможностей для выявления и развития задатков способностей, а также других психологических сил ребёнка.

Классическую точку зрения об учении как умственном труде школьника сформулировал К.Д. Ушинский. По его утверждению, учение есть труд и должно остаться трудом, но этот труд должен быть интересен для ребёнка. Он считал, что основным побудителем к учению должна служить познавательная активность ребёнка, происходящая от интересов и потребностей.

При наличии всеобщего среднего образования школьник поставлен в ситуацию, когда он обязан учиться. Ребёнок 6-7 лет, поступая в школу, скорее всего не осознаёт обязательности того, что он должен учиться и у него нет другого выхода.

«А теперь допустим такое: отметки со своими силовыми оценками сожжены на костре, и учитель, таким образом, лишен жезла власти. Что из этого может получиться? Где гарантия, что дети будут учиться добровольно? Ведь мы прекрасно знаем, что обучение – дело не из легких. В нем ребенок вынужден напрягать все свои познавательные силы. Не вызовет ли столкновение с трудностями отрицательного отношения у детей к учению и не окажется ли учитель перед необходимостью все в той же форме принуждать их к учению?

Содержательные оценки – это не заменитель императивных отметок. Это органическая часть личностно-гуманного педагогического процесса – они возникли для того, чтобы развить и сформировать оценочную деятельность у детей и сделать педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Учитель лишает оценки силового ядра, а себя самого – жезла власти. Содержательные оценки становятся и условием, и результатом сотрудничества, взаимоотношений между учителем и детьми, закрепляют между ними взаимопонимание и взаимное доверие на долгие годы.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Система работы направленная на коррекцию и развитие чувства коллективизма у школьников 13 лет
Цель: развитие и коррекция чувства коллективизма у учащихся, посредствам использования системы мероприятий разработанной в этом направлении. Для реализации поставленной цели была разработана система мероприятий комплексного педагогического воздействия. Все запланированные беседы, игры, занятия, вик ...

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше норм ...

Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru