В процессе формирования умения содержательной оценки у школьников мы различаем 3 основных линии:
оценочная деятельность самого педагога (коррекция и стимулирование учебно-познавательной деятельности школьника, выражение положительного отношения к нему, веры в его возможности).
Поначалу ребенок, поступивший в школу, не только не имеет необходимых эталонов и не владеет способами оперирования ими, но и с трудом «удерживает» эталон при решении учебной задачи. Однако потребность в том, чтобы работу оценивал старший, достаточно сильна. Поэтому, попадая в школу, ребенок оказывается в тесной зависимости от учителя, от его оценки.
Для первоклассника не существует объективного объекта оценки, он оценивает лишь потраченный труд, приложенные усилия, а не получившийся результат.
У ребенка не возникает сама собой мысль сравнить свою работу с эталоном (даже если эталон лежит перед ним), он обращается за оценкой к взрослому. Поэтому ребенка надо специально учить навыкам самооценивания.
Приходя в школу, ребенок, привыкший к активной позиции в игре, быстро становится в пассивную позицию при учебе. Задача педагога – не допустить этого, а перевести активность, присущую ребенку, в русло учебно-познавательной деятельности. На этом пути происходит введение ученика в сферу самостоятельной оценочной деятельности.
Смысл учебно-познавательной деятельности в том, чтобы повернуть ребенка от внешнего объекта к внутреннему, дать ему возможность познать и развить самого себя, свои силы, возможности.
В обычной практике часто встречается ситуация подмены учебно-познавательной цели задачей, направленной на преобразование внешнего объекта, работой не с целью усовершенствовать свои знания, а с целью получить результат, удовлетворяющий внешние требования (например, ответ в задаче). При этом за результат он принимает именно ответ, а не знание, умение или навык, которым он овладел.
Для успешной оценочной деятельности необходимо такое условие как обоюдность эталонов. Такие эталоны надо целенаправленно формировать у учащихся. Во-первых, надо установить доверительные отношения между школьником и учителем. Во-вторых, при овладении ребенка некоторым числом эталонов, педагог все больше опирается на них, помогая ребенку самому вести оценочную деятельность. О сформированности эталонов можно говорить тогда, когда ребенок владеет и эталоном, и способами оперирования с ним.
формирование умения содержательной оценки у школьника в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности: образование общественных эталонов, общественного мнения, установление положительно-критических отношений в коллективе.
Формирование эталонов в коллективе имеет разностороннее значение: эталон создается, уточняется, углубляется и принимается всеми как общественная норма; способы соотнесения с эталоном того или иного результата устанавливаются всеми; формируется положительно-критическое отношение к при оценке учебного труда; определяются личностные позиции; накапливается индивидуальный опыт контроля и оценки; образуется внутренняя личностная позиция внимательно относиться к критике; воспитывается готовность достойно, с сочувствием оценивать успехи товарища.
Смотрите также::
Историко-педагогический аспект развития теории
познавательного интереса учащихся
Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения – императивность. В ее основе лежит положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Вызвать ин ...
Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...
Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...