Новое в педагогике » Унифицированные и адаптивные концепции советской системы школьного исторического образования » Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Восстановление систематического курса истории 1930-е - 1950-е гг

Страница 1

Недостатки исторического образования 1920-х годов стали остро ощущаться, когда социалистическое строительство потребовало воспроизводства многочисленных кадров образованных людей.

Новации 1920-х гг.( акцент на трудовую деятельность учащихся школ, политехнический компонент, исследовательский, опытно- экспериментальный статус методики преподавания, излишняя идеологизированность и политизированность учебных программ, отмена классно- урочной системы преподавания, введение примерных, необязательных программ, фактическая отмена систематического изучения истории и др.) грозили выхолащиванием научного содержания образования, снижением качества общеобразовательной подготовки учащихся. Подобное положение становилось всё более неприемлемым, так как возникла реальная угроза утраты школой как общественным институтом своих специфических задач - служить средством освоения молодежью опыта предшествующих поколений в различных сферах жизни, обеспечивать воспроизводство основных научных, технических и социальных достижений. Все это реально показали неутешительные итоги вступительных экзаменов в вузы конца 1920-х годов.

С другой стороны, на рубеже 1920-х - 1930-х гг. коммунистическая партия поставила задачу подготовки значительного контингента квалифицированных кадров, т.к. был провозглашен лозунг-директива «Техника в период реконструкции решает все». Следовательно, этой задаче должна была соответствовать другая образовательная парадигма. Поэтому в постановке не только школьного исторического образования, но и школы в целом произошел решительный перелом.

ЦК ВКП(б), как это было принято в советском государстве, взял на себя теоретическую разработку проблем школьного образования. В результате вышли руководящие для школы постановления высшего партийного органа от 5 сентября 1931 г. « О начальной и средней школе» и от 5 августа 1932 г. « Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

Эти постановления показали громадный вред школьно- образовательных новаций 1920-х гг. Они признали, что школа не давала достаточного объёма общеобразовательных знаний, неудовлетворительно решала задачу подготовки грамотных людей. Для исправления этих недостатков предлагалось восстановить систематизированные знания по всем предметам, подготовить на научно- марксисткой основе новые школьные программы.

В то же время постановления сформулировали концепцию образования в советской школе: она ставит своей целью подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества, обеспечение «несравненно более широкого общественно-политического кругозора и общего развития по сравнению с дореволюционной школой»1

Постановление от 5августа 1932г. отметило неудовлетворительное состояние программ по обществоведению и фактическое отсутствие их по историческим дисциплинам. Более того, постановление обратило особое внимание на «усиление элементов историзма» в преподавании всех школьных предметов и на необходимость связи всех предметов с историей.

Наркомпрос, выполняя партийные директивы, предпринял попытку восстановить историю как самостоятельный учебный предмет, приступил к изданию новых программ по истории. В их основу было положено марксистко-ленинское учение об общественно-экономических формациях, что на тот период времени способствовало научной периодизации исторического процесса. Восстановлена и классно-урочная система преподавания. И все же, несмотря на все предпринимаемые усилия по улучшению качества исторического образования, авторы программы по истории 1933 г. не смогли преодолеть ошибок, характерных для школы М.Н. Покровского. По существу содержание указанной программы сводилось к отвлеченной характеристике общественно-экономических формаций, а не к конкретному изложению исторического процесса; иными словами, программа содержала отражение форм общественной жизни, а не гражданской истории отдельных народов. Прошлая жизнь общества, связанная с господством «эксплуататорских классов», рассматривалась только с отрицательной стороны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть п ...

Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования показывают на то, что после 9 л ...

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru