Новое в педагогике » Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет » Последовательность развития чувства коллективизма у школьников

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников

С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия.

Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Дети обособлены. Но эта ступень вскоре сменяется следующей ступенью развития, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатий детей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя.

Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, так же являются примером для остальных и ведут их за собой. Однако, деятельность актива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива, но чувство коллективизма присутствует.

Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные учителем, заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и к другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». На этой ступени дети чувствуют себя коллективом.

Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито очень сильно. Здесь срабатывает принцип: «я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, но в настоящее время она не обязательна.

Таким образом, рассмотрев последовательность развития чувства коллективизма, мы приходим к выводу, что оно происходит поэтапно, в течении длительного периода времени. При развитии чувства коллективизма необходимо учитывать особенности детского коллектива.


Смотрите также::

Обзор школьных учебников по математике для 5-6 классов с точки зрения наличия элементов математического моделирования
В учебнике по математике для 5 класса Дорофеева Г. В., Петерсон Л. Г. уже во втором параграфе предлагается для изучения тема «Математические модели», поэтому далее весь материал опирается на понятия «математическая модель» и «моделирование». Авторы не дают определение модели, а на примере двух зада ...

Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как пр ...

Роль ТСО в учебном процессе
Активное применение технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они спосо ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru