Новое в педагогике » Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет » Последовательность развития чувства коллективизма у школьников

Последовательность развития чувства коллективизма у школьников

С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия.

Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается. Дети обособлены. Но эта ступень вскоре сменяется следующей ступенью развития, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе интересов и симпатий детей. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы по требованию учителя.

Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив класса, сформированный к этому времени. В актив класса включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает учителю в решении организационных вопросов, так же являются примером для остальных и ведут их за собой. Однако, деятельность актива не совсем эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива, но чувство коллективизма присутствует.

Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные учителем, заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и к другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». На этой ступени дети чувствуют себя коллективом.

Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито очень сильно. Здесь срабатывает принцип: «я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, но в настоящее время она не обязательна.

Таким образом, рассмотрев последовательность развития чувства коллективизма, мы приходим к выводу, что оно происходит поэтапно, в течении длительного периода времени. При развитии чувства коллективизма необходимо учитывать особенности детского коллектива.


Смотрите также::

Содержание словарной работы
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слова является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка ...

Подобие прямоугольных треугольников
В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например, футбольный и теннисный мячи, круглая тарелка и большое круглое блюдо. В геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Введём понятие подобных треугольников. Пусть у двух треугольников ABC и A1B ...

Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru