Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
· научить поиску научной литературы по теме исследования;
· сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать ее, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области.
Найти научную научно-популярную литературу по теме можно и с помощью поисковых систем в Интернете.
Остановимся на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Знакомство с основными признаками научного стиля речи (а это логичность, точность, использование терминов, объективность, отсутствие личного начала, языковые средства, обусловленные этими особенностями, основные жанры научного стиля) заложено в программу по русскому языку для старших классов.
Обращаться к целостной работе – небольшой научной статье или относительно законченному фрагменту (главе или параграфу монографии) – в ходе УИР или на уроке русского языка в старших классах целесообразно. На одном занятии статью можно прочитать целиком и обсудить с учениками содержание, а на следующем полезно вернуться к ней уже не для извлечения информации, а для того, чтобы отметить особенности организации текста научного стиля речи: стройную композицию, логику развертывания текста, обратить внимание на доказательность выдвинутых тезисов, объективность выводов. Крупная монографическая работа не подходит для такого анализа, небольшая – прекрасный образец для будущего исследования, которое всего к жанру научной статьи.
При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема.
Конспектировать можно по разному. Если сохранять наиболее важные теоретические положения и ссылки на иллюстрирующие их примеры, а также смысловые связи при переходе от одной мысли к другой, получится конспект полный («интегральный»). Чаще прибегают к более экономичным видам конспектирования – составление тезисного плана или выборочному конспектированию. Составление тезисного плана предусмотрено в курсе русского языка в старших классах, однако обучать этому виду работы можно и раньше, на внеклассных занятиях. Полезно при этом поставить перед учащимися практическую задачу, например, сделать в библиотеке конспект труднодоступного текста, которым могли бы воспользоваться товарищи. Работая по полученному вторичному тексту, легче будет оценить его достоинства и недостатки. Другое задание – сделать краткий доклад по материалам современной научной или научно-популярной статьи – можно предложить и на уроке русского языка, и в ходе исследовательской работы.
№ стр. |
Тезис |
Примеры |
36 |
Понятие «норма» в общественной жизни многозначно. |
Нормы питания. Нормы этикета. |
36-37 |
Понятие языковой нормы в лингвистике также многозначно: 1) в широком смысле (словари, учебники); 2) в узком; как результат кодификации языка. |
Нормальным для северорусских диалектов является оканье, а для южнорусских – аканье. Территориальный диалект, городское просторечие, социальные и профессиональные жаргоны. |
37 |
Свойства и функции языковой нормы: а) устойчивость и консервативность; б) способность к развитию, изменению. |
В пушкинские времена говорили домы, корпусы; сейчас – дома, корпуса. |
40 |
Речевая практика в разные периоды развития языка расшатывала традицию, норму. |
Бизнес-план – план бизнеса (традиционно для русского языка). Появление множественного числа: мирные инициативы, гонка вооружений. |
43 |
Многие новшества в современной речевой практике противоречат языковой норме. |
Взвода, обыска, прииска (с ударением на последнем слоге); обговорить – в значении «обсудить». |
44 |
Отклонения от языковой нормы часто обусловлены сложившейся социальной обстановкой. |
Стремление достичь коммуникативного комфорта, не выглядеть «белой вороной» в определенной социальной среде (история с академиком И. П. Бардиным). |
Смотрите также::
Современные образовательные технологии на
уроках
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урок ...
Использование традиций костюма русских крестьян
Южного Алтая на уроках технологии
В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, ...
Социальная ответственность педагогов
Социальная роль российских педагогов в современную эпоху особая. Она определяется следующими обстоятельствами. Российское общество в течение последних 15—20 лет с переменным успехом осуществляет длительный и сложный процесс изменений своего жизнеустройства, по замыслу изначально ориентированный на ...