1.3 Формирование ритмической организации высказывания.
Формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения и осуществляется в 3этапа.
Формирование ритмической организации речи
|
1 этап |
2этап |
3этап |
|
Развитие восприятия ритмических структур |
Воспроизведение ритмических структур |
Формирование ритмической организации речи |
Сначала следует рассказать детям о том, что ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств, дать им рассмотреть предметы русского народного творчества - кружево, вышивку, посуду, обращая внимание на их орнамент, рисунок.
1.4 Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) - громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: // // / // //, // // // //, // / // /, // // // //, */, /*/*/ и т.д., где / - громкий, а * тихий удар.
Для восприятия ритма рекомендуются следующие упражнения:
1. Прослушать изолированные удары ( //, // /, // // и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
2. Прослушать серии простых ударов ( // // //, // / // /, // // // // и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
3. Прослушать серии акцентированных ударов (/**/, //, // ** //, и т.д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
1.5 Воспроизведение ритмических структур.
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
Для воспроизведения ритма рекомендуются следующие упражнения:
1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
3. Отстучать, исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
Смотрите также::
Программы работы школьного библиотекаря с детьми
Говоря о психолого-педагогических основах работы школьного библиотекаря считаем целесообразным уделить внимание программам, на базе которых он мог бы выстроить свою работу с детьми. 1. Программа С. Каплан. При составлении таких программ по мнению С. Каплан (США) необходимо выдерживать следующие тре ...
Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...
Вопросы методики преподавания правовых дисциплин
С учетом современных требований, предъявляемых к подготовке специалистов юридического профиля, а также определенного отставания учебников и учебных пособий в связи с быстро меняющимся законодательством и криминальной обстановкой в стране значительно повышается роль практических занятий, самостоятел ...