Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи.
Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
просодия складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики просодической стороны речи взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
1. От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.
2. От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.
3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале
4. От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
1этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
подготовительный |
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи |
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи |
автоматизация |
1. работа над речевым дыханием; 2. работа над голосом 3. Формирование ритмической организации речи. 4. Формирование темповой организации речи |
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. 2. Знакомство с повествовательной интонацией. 3. знакомство с вопросительной интонацией. 4. знакомство с восклицательной интонацией. 5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. |
1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. 2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 3 Работа над интонацией восклицательного предложения. 4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. 5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении. 6. работа над логическим ударением. |
- театрализованная деятельность; куклы бибабо; сюжетно-ролевые игры; Подвижные игры; Народные, хороводные игры; логоритмика; скороговорки; Различные формы музыкально - ритмических упражнений др. |
Смотрите также::
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Справочно - библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек и ...
Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...
Организация самостоятельной деятельности на уроках
информатике профильной школе
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...