Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде:
1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти все произведения поэта-мыслителя. Так, Абай пишет, что дети тянутся к учебе не по своей собственной воле, и интересы у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Он хорошо представлял себе всю сложность и муки схоластического учения, бессмысленного заучивания детьми догм ислама. Он утверждает, что обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию.
Абай хотел сказать, что человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда, он стремится к этому сам, если па это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. А для этого приходится на первых порах подсказать, подтолкнуть, дать направление всеми средствами: увлекая словом, уловкой, даже — если понадобится — принудительно.
2. Абай разделял взгляды Пифагора и Аристотеля, которые высказывались против применения телесных наказаний детей.
По убеждению Абая, воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом. Поэт писал, что насилие со стороны родителей и мулл убивает в детях искренность, дети только из боязни подчиняются им и делают вид, что уважают их. «Боязнь и любовь, — пишет Абай, — что огонь и вода — не соединимы. Человек, лишь понимая другого, которого любит, получает удовлетворение. Наставление, поучение, сопровождаемое насилием, не достигают цели».
3. Наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком». По мнению Абая, в процессе обучения должны участвовать все органы чувств человека, так как живое созерцание предметов, явлений окружающей действительности позволяет конкретно воспринимать их свойства и признаки, вычленять их существенные стороны, связи, отношения, лучше усваивать. Для этого необходимо также, чтобы учитель умел рассказывать интересно, образным, ясным и живым языком. Наглядность может вытекать непосредственно из предмета, который сам по себе, по своему материалу интересен. Но неумелое преподнесение может все это свести на нет.
4. Учет возрастных особенностей детей. Отсутствие четких педагогических терминов и понятий не препятствует нам уловить основную идею Абая о том, как следует загружать детей знаниями в том или ином возрасте, чтобы они были им понятны и доступны.
5. Обучение на родном языке. Самые азы, основы знания, по мысли Абая, человек должен усвоить па родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков. Именно в этом случае человек может в дальнейшем приобрести навыки к самостоятельному пополнению образования.
Глубочайшей любовью проникнуты мысли Абая, высказанные о родном языке, в котором скрыты думы и чаяния народа, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее, открывающее путь к будущему. По Абаю, от слов родного языка, с которым молодежь обращается к родителям, теплеет сердце, родное слово ласкает красотой своих сравнений. Первые понятия о вещах и явлениях окружающего мира человек выражает словами родного языка. На это указывал в свое время и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который писал: «Отечественный язык сети единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их». Высказывания казахского поэта о родном языке прежде всего были направлены против тех, кто без надобности засорял его заимствованными словами: «творения» таких людей затуманивают головы слушателей.
«Вся система поэтического мышления и художественных образов, — не раз писал М.О. Ауэзов, — ориентирует казахское общество на русскую культуру». Совершенно прав был исследователь, считая самой основной чертой всего творчества Абая его призыв к овладению светским образованием. Возможности в достижении этого поэт видел в сближении с общечеловеческой культурой цивилизованных народов, прежде всего русского народа.
«Нужно овладеть русским языком, — пишет Абай, — у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы . Знать русский язык — значит открыть глаза на мир».
Смотрите также::
Основные подходы к исследованию виктимности
Виктимность - характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Совокупность относительно устойчивых особенностей личности и поведения человека, определяющая его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии (учение о причинах и условиях соверш ...
Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи
детей
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный зап ...
Структура темы «Основы термодинамики»
Структура: Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергии, количество теплоты и работа в термодинамике. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный проце ...