Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Страница 8

рассказы по картине, чтение стихотворения в медленном темпе (сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно; под удары метронома и без них).

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:

повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);

самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;

проговаривание фраз под быструю музыку;

заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;

заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок;

использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов.

Для развития темпа речи рекомендуются следующие упражнения:

Произнесение сочетания гласных звуков, слоговых рядов с разным темпом.

Произнесение автоматизированных рядов с ускорением или замедлением темпа.

Произнесение автоматизированных словесных рядов с волнообразным изменением темпа.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.

Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т.д.);

привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т.д.);

определить подходящий для высказывания темп речи;

заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи - например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т.д.

Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.

“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:

“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т.д.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Смотрите также::

Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема
В современном российском обществе давно назрела необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В социальной сфере - это совокупность госуд ...

Уровни творчества в педагогической деятельности
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества: -уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он ...

Основные показатели и критерии эффективности функционирования образовательной системы в РФ
Целевые показатели эффективности работы образовательных учреждений Перечень целевых показателей эффективности работы федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, был утвержден Приказом Рособразования от 28.11.2008 N 1762 (далее - Приказ ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru