Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата

Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. Ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно-большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели.

Неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказываний. Это обусловлено тем, что нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения. Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 12 "Ромашка" для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Вологда с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление особенностей просодической стороны речи и разработка методических рекомендаций по формированию просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи.

Объектом исследования являются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Предметом исследования являются методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что у детей с нарушением речи при патологии опорно-двигательного аппарата, имеет место ряд особенностей просодической стороны речи: темпо-ритмическая организация речи, трудности изменения голоса по высоте, расстройства паузации и т.п.; а также предположение о том, что использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики, будет способствовать совершенствованию речевых навыков у детей и окажет положительное влияние на формирование просодической стороны речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.

2. Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.

3. Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.

4. Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

5. Проанализировать результаты теоретического и экспериментального исследования.

6. Разработать методические рекомендации по преодолению просодических нарушений у детей дошкольного возраста.


Смотрите также::

Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом
Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах. Анализу подверглись конспекты уроков таки ...

Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив­шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио­нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное ...

Основные положения Болонской Декларации
Цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений: 1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориента ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru