Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не менее, имеется существенное различие между ними. «Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем». В качестве жизненных планов могут выступать такие события как выбор профессии, поступление в ВУЗ, вступление в брак и т.п., а в качестве жизненных целей – хорошая работа, обеспеченность в материальном плане и т.д. – достаточно абстрактные понятия.
В период юности, а выбор старшеклассниками своей будущей профессии приходится именно на этот период жизни человека, складывается мировоззрение, ценностные ориентации и установки, появляется способность к самоопределению и саморазвитию. Кроме того, на это период приходится кризис юности – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути. Ведущим типом деятельности становится – учебно-профессиональная. Становятся более явными личностные особенности человека, которые влияют на выбор жизненного пути. Юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Содержание будущей жизни зависит от того сумеет ли он правильно выбрать профессию.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения, которое начинается в детстве, а заканчивается лишь с окончанием трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют несколько подходов к изучению профессионального самоопределения. В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Основным положением данных концепций можно считать то предположение, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте, а, следовательно, выбор, который индивид делает в молодости, не есть окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Индивид, выбирая себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.
Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности, которая выступает в качестве обуславливающего механизма воздействия на личность оптанта, то есть человека, который принимает решение о выборе профессии. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением и расширением деятельности субъекта, а самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
Профессиональное самоопределение осуществляется школьниками: самостоятельно, исходя из личных способностей; под влиянием родственников, других взрослых; по совету педагогов; за компанию с друзьями или под влиянием СМИ.
Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Смотрите также::
Сущность формирования профессиональных умений и навыков
Движения и действия реализуются у человека сознательно и бессоз-нательно. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. С одной стороны, никакое действие человека не бывает до кон-ца автоматизированным (т. е. удаленным из сознания), потому что оно в конечном счете вызы ...
Проведение развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на занятиях стретчингового типа, вечера досуга, динамические паузы и др. На каждом физкультурном занятии мы использовали подвижные игры ...
Использование модульно-рейтинговой системы оценки
речевых умений и языковых навыков
Если новые цели и содержание образования по иностранным языкам на ближайшую перспективу сформулированы и зафиксированы в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по предмету, то поиск новых форм обучения продолжается. Современный учебный процесс в школе немыслим без изучен ...