Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи

Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи

Страница 1

Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не менее, имеется существенное различие между ними. «Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем». В качестве жизненных планов могут выступать такие события как выбор профессии, поступление в ВУЗ, вступление в брак и т.п., а в качестве жизненных целей – хорошая работа, обеспеченность в материальном плане и т.д. – достаточно абстрактные понятия.

В период юности, а выбор старшеклассниками своей будущей профессии приходится именно на этот период жизни человека, складывается мировоззрение, ценностные ориентации и установки, появляется способность к самоопределению и саморазвитию. Кроме того, на это период приходится кризис юности – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути. Ведущим типом деятельности становится – учебно-профессиональная. Становятся более явными личностные особенности человека, которые влияют на выбор жизненного пути. Юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Содержание будущей жизни зависит от того сумеет ли он правильно выбрать профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения, которое начинается в детстве, а заканчивается лишь с окончанием трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют несколько подходов к изучению профессионального самоопределения. В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Основным положением данных концепций можно считать то предположение, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте, а, следовательно, выбор, который индивид делает в молодости, не есть окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Индивид, выбирая себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.

Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности, которая выступает в качестве обуславливающего механизма воздействия на личность оптанта, то есть человека, который принимает решение о выборе профессии. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением и расширением деятельности субъекта, а самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Профессиональное самоопределение осуществляется школьниками: самостоятельно, исходя из личных способностей; под влиянием родственников, других взрослых; по совету педагогов; за компанию с друзьями или под влиянием СМИ.

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков
Изучив научную литературу по проблеме виктимности подростков, считаем целесообразным, чтобы работа социального педагога в этом направлении носила не только профилактический, но и развивающий характер. Статистические данные об авариях на дорогах, росте наркомании, отравлении алкоголем, гибели людей ...

Общие понятия об инновациях, эффективность их использования
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru