1 этап. (Подготовительный).
Этот этап является предшествующим работе по формированию просодической стороны речи. Он подготавливает детей к восприятию интонации речи, способствует ее развитию, создает предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Для этого необходимо правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом, что является базовыми компонентами по формированию интонационной выразительности речи.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа над речевым дыханием. |
Работа над голосом. |
Формирование ритмической организации высказывания. |
Формирование темповой организации высказывания. |
1. Диафрагмальное 2. Фонационное 3. Речевое |
1. сила; 2. развитие звуковысотного диапазона голоса; 3. нормализация тембра |
1. Развитие восприятия ритмических структур. 2. Воспроизведение ритмических структур.3. Формирование ритмической организации речи |
1. Развитие общих представлений о темпе речи.2. Развитие восприятия различного темпа речи.3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи. |
1.1 Работа над речевым дыханием:
диафрагмальное;
фонационное;
речевое
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох,
четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция - это единые
взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают "сценки без слов". В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В "сценках без слов" присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих "представлений" используются только междометия (А! Ах! Ох! и т.д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию.
Смотрите также::
Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей
младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения
Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р. В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков. Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, систе ...
Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр ...
История развития игр
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и потому рассматривается советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех ...