Знакомство с повествовательной интонацией.
Это направление включает развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
Логопед произносит предложения с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: "Когда мы что то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса". Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой слева направо.
Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений ставится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: "Про точку можно сказать: это - точка, точка - одиночка". После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.
Затем детям предлагаются различные тексты, и даётся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
Знакомство с вопросительной интонацией.
Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос. Можно о чем-то спросить. Логопед задаёт вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображённым на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это - кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы: "Кто? Кого? Откуда? Как?"
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Знакомство с восклицательной интонацией.
Развитие восприятия интонации восклицательного типа проводится в следующей последовательности:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению восклицательной интонации
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: "ой", "ах", "ух", "ура" и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
Смотрите также::
Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности
пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...
Пути коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста,
реализуемые в процессе обучения
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста должна осуществляться систематически в сочетании с работой логопеда, психолога. При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно: - дать учащимся мотивационную установку; - проводить коррекцию звукопроизношения; ...
Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации ...