Знакомство с повествовательной интонацией.
Это направление включает развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
Логопед произносит предложения с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: "Когда мы что то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса". Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически стрелкой слева направо.
Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
Логопед говорит о том, что на письме в конце таких предложений ставится точка. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: "Про точку можно сказать: это - точка, точка - одиночка". После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.
Затем детям предлагаются различные тексты, и даётся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
Знакомство с вопросительной интонацией.
Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос. Можно о чем-то спросить. Логопед задаёт вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображённым на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это - кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы: "Кто? Кого? Откуда? Как?"
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
Знакомство с восклицательной интонацией.
Развитие восприятия интонации восклицательного типа проводится в следующей последовательности:
а) знакомство с восклицательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению восклицательной интонации
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями: "ой", "ах", "ух", "ура" и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
Смотрите также::
Синтетичность эстрадного и актерского ремесел
Нам следует коснуться особых специфических качеств, которыми должен владеть концертный исполнитель, выступающий именно в эстрадных жанрах. Эстрада любит актера, обладающего одновременно многими умениями, то есть синтетического актера. Тем самым для зрителя как бы компенсируется недостача внешней зр ...
Методики изучения агрессивности у младших школьников с нарушением
интеллекта
Для определения содержания комплексного подхода к проблеме организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта была организована опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе Муниципального специального (коррекционного) общеоб ...
Исследование просодической стороны речи у детей со
стертой дизартрией
Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. Цель: определить, умеет ли ребёнок определять ...