Ключевые понятия: насилие и его виды, ситуация, риск, зоны риска, способ снятия напряжений, стратегия поведения в ситуации насилия, адаптация, адаптивный навык поведения, рефлексия, уверенность, адекватная самооценка.
Форма работы – тренинг.
Методы работы: игры и упражнения, дискуссии, решение проблемных ситуаций, дебаты, мозговой штурм.
Этот блок ориентирован на закрепление ответственности как личностной черты. В блоке делается упор на развитие адаптивных навыков эффективного поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия. Работа в рамках данного блока способствует становлению адекватной самооценки у подростка, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих. В блоке так же реализована задача, связанная с активизацией собственных возможностей подростка, увеличением ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, и прежде всего тех, которые связаны с эмоциональным насилием. Оптимальное число участников группы 12-15 человек. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту). Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.
Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть - приветствие, настрой на работу (1-2 упражнения, направленное на активизацию группы, привлечение внимания, создающее настрой на обсуждение основной темы занятия).
Основная часть включает следующие элементы: определение целей, темы дискуссии, характера проблемы; круговую дискуссию по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников; упорядочение информации и ее обсуждение; обоснование альтернатив и совместная их оценка; подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование.
В заключительной части занятия проводится сопоставление целей занятия с полученным результатом; упражнения на снятие психологической нагрузки и подведение итогов занятия. Каждое занятие завершается краткой рефлексией, в ходе которой участники могут поделиться своими впечатлениями от полученной информации и об удовлетворенности от проделанной работы.
Далее кратко опишем содержание основной части каждого занятия.
Тема 1. Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.
Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.
Домашнее задание: повторить правила работы в группе, повторить материалы теоретического курса, посвященные теме насилия.
Тема 2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.
Методы работы: упражнения, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Домашнее задание: подобрать примеры ситуаций насилия из собственной жизни и жизни знакомых и родственников, литературных произведений, телепередач и т.д.
Тема 3. Ситуации насилия. Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.
Смотрите также::
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.) Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует б ...
Возрастные особенности подростков и виктимизация
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормальног ...
Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике
Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих ...