Новое в педагогике » Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся » Методика проведения лабораторных занятий по ботанике

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике

Страница 1

Лабораторные занятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистов биологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебным биологическим предметам.

Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимают В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:

Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях

Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента

Учитель направляет и контролирует работу учащихся.

Перечисленные особенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других форм педагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений, проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и в процессе демонстрации изучаемых растений; во-вторых, не всякое самостоятельное наблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторных занятий.

По содержанию лабораторные занятия подразделяются на анатомические, морфологические, связанные с формированием у учащихся понятий о строении растений; физиологические, на которых изучаются процессы жизни растений; систематические, на которых изучается систематика растений.

Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:

созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,

действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.

Например, созерцательное наблюдение на уроках ботаники осуществляется при рассматривании плодов и семян, а также способов их распространения, при рассматривании внешнего вида растения или его органов (цветков, корней, стеблей, листьев, почек, клубней, луковиц), в процессе фенологических наблюдений за погодой, жизнью растений.

Действенное наблюдение при изучении ботаники осуществляется при рассматривании строения растений (например, представителей семейств цветковых) с разделением их на органы или при изучении внутреннего строения органов растений (цветков, корней, стеблей, листьев) и расчленении их на части.

Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленно воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов. Познавательное значение созерцательного наблюдения возрастает, если оно сопровождается такими методическими приемами, как зарисовка с натуры или прикрепление засушенных растений к гербарным листам.

Наиболее ценным является наблюдение, сочетаемое с воздействием учащегося на изучаемый натуральный объект, например препарирование, применение химических реактивов, испытание на твердость и прочность, расчленение, разрезание, вскрытие, приготовление микроскопического препарата. Существенным отличием действенного наблюдения от созерцательного является восприятие отличительных особенностей изучаемого объекта посредством органов чувств и мышления и путем моторного воздействия на изучаемый объект, в силу чего формирующиеся у учащихся представления и понятия будут значительно полнее.

При созерцательном наблюдении реализуется только дидактический принцип наглядности, то при действенном наблюдении дополнительно реализуется и принцип моторности, положительное значение которого как одного из способов добывания знаний признается физиологией и психологией.

Все формы организации учебного процесса определяются тремя главными факторами: Содержанием учебного материала, условиями, в которых протекает учебный процесс (класс, лаборатория, природа, учебно-опытный участок), и применяемыми методами обучения. Каждая форма может эффективно сочетаться только с определенными методами.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Виды эмоций
Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение ...

Болонский процесс включает в себя следующие ключевые моменты
1. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего об ...

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации
Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обуче ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru