Новое в педагогике » Управление образовательными системами в разных странах » Системы образования некоторых стран

Системы образования некоторых стран

Страница 6

Характерной чертой американской системы образования является ученическое самоуправление, которое стимулирует развитие демократического сознания у школьников. Учащиеся имеют голос в решении основных вопросов жизнедеятельности своей школы (как минимум в вопросах, касающихся атрибутики: каждая школа имеет свой флаг, гимн, эмблему, элементы одежды). Организация различных мероприятий, акций, в том числе и благотворительных, инициируется детьми, затем вместе с педагогами и кураторами они осуществляют запланированное.

Кроме того, практически каждая школа имеет волонтеров. Они организуют кружки, клубы по интересам, работу с библиотечным фондом, дополнительную работу с детьми. Волонтерское движение в США основывается на практической заинтересованности. Ею занимаются учителя, пенсионеры, студенты, за что получают дополнительный кредит: запись в рекомендательном письме со ссылкой на лиц, которые могут это подтвердить. То есть вместе с личным (профессиональным) интересом к какой-либо деятельности сформирован еще и дополнительный стимул.

Франция

Опыт Франции наиболее интересен подходом к реформированию системы образования.

Реформирование началось с открытого письма министра по делам молодежи и образования, где были обозначены конкретные проблемы и анализ причин их возникновения. В заключение им были сформированы приоритеты, которые, в отличие от российской невнятицы, были изложены предельно конкретно:

«1. Обязательные занятия чтением и письмом во втором классе – не меньше 2,5 часа в день, в третьем классе – 2 часа в день. Ученики в третьем классе должны прочесть не менее 10 книг из рекомендованного списка.

2. Нарастание учебного отставания заставляет многих детей отказываться от обучения. Пребывание таких учеников в обычном классе бесполезно. Элементарный здравый смысл требует от нас создания особых классов, соответствующих интересам неуспевающих детей.

3. Учителя часто чувствуют свое бессилие. Необходима модернизация системы наказаний. Наиболее агрессивные ученики должны быть изолированы от остальных».

Инициатива министра обошлась казне в 900 000 евро, поскольку министр не просто написал письмо, а разослал его в виде брошюры по всем школам Франции за государственный счет. Экономные французы, чувствующие себя вправе контролировать расходование налоговых средств, сочли такие траты неразумными, а само письмо – бесполезным и оскорбительным. Это вызвало волну возмущений не только среди тех, кто имеет непосредственное отношение к школьному образованию.

В итоге было принято решение организовать общенациональные дебаты о перспективах французской школы. Поскольку школа – это будущее нации, организация общенациональных дебатов за государственный счет, в отличие от частного письма министра, налогоплательщикам показалась разумной.

Была сформирована Национальная комиссия по дебатам о будущем школы, создан специальный сайт в Интернете. Освещением дебатов занимались телевидение, радио, центральные газеты.

По мнению всех участников дебатов, Франция нуждалась в новом законе, регулирующем взаимную ответственность между государством и школой. Для вовлечения в дебаты максимального числа граждан в центральной прессе были опубликованы «Вопросы к нации», которые касались следующих областей: конечные цели школы, критерии качества образования, организация жизни школы и всей образовательной системы. Каждому вопросу предшествовал небольшой пояснительный текст, помогавший понять суть проблемы. Вот некоторые примеры этих вопросов.

«– Каковы ценности школы и как их укоренить в нашем обществе?

Как определить «то, что обязательно нужно знать», если знания неузнаваемо трансформируются, если будущее непредсказуемо, а прошлое спорно?

Важно передать знания или важнее «научить учиться» и привить детям умение мыслить критически? Каково назначение экзаменов? Каковы должны быть критерии оценивания?

Как распределить роли и ответственность в области образования между государством и местным управлением?

Надо ли (и в какой сфере) давать больше самостоятельности учебным заведениям?

Насколько разнообразны должны быть предлагаемые ученикам пути, методы и результаты обучения в средней школе?

Можно ли говорить о профессии руководителя школы?»

В качестве подготовки к дебатам комиссия обнародовала результаты различных статистических исследований в области образования за последние 10 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Сказки Пушкина
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии, относится только к поздним его сказкам ...

Психологическое развитие возраста
Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный харак ...

Средневековый университет. Происхождение
Первоначально слово «университет» не имело ничего общего со школой. Им называли любое сообщество людей, связанных взаимной присягой. Этот корпоративный вид объединения людей отличали горизонтальные связи – вместо тех, которые основывались на вертикальных отношениях господства и подчинения. «Универс ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru