В данном параграфе рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников в процессе образования, описанные в журнале "Начальная школа".
Т. Д. Куртукова – учитель русского языка и литературы считает, что педагог должен уметь строить взаимоотношения с учениками, уметь обучать и развивать, обладать высокой психологической культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста ребят. В процессе обучения чаще всего происходит диалогическое взаимодействие учителя и ученика. Учитель выделяет на своих уроках следующие способы общения:
способ – общение "Я и ученик" или "Ученик и я" применяется при опросе, объяснении, игровых ситуациях.
способ "Круглый стол"
способ – "Лицом к лицу" применяется для проведения различных игр, состязаний, мозговых атак, мозговых штурмов.
способ "Треугольник" необходим для выявления проблемы.
Рассмотрим коммуникативные сети работы в группах.
При коммуникативной сети типа "Кружок" можно взаимодействовать только с теми, кто расположен рядом. Сети "Колесо" позволяют взаимодействовать только с теми, кто находится в центре. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре "колеса", имеет больше коммуникативных связей, чем другие члены группы, так как получает больше посланий; члены группы признают его лидерские функции; он несет большую ответственность за передачу информации, от него ожидается окончательное решение проблем.
Знание типов коммуникативных сетей особенно важно для организации различных работ как индивидуальных, так и групповых. На основе групповых работ учитель создает дискуссии:
структурированная или регламентированная дискуссия;
дискуссия с элементами игрового моделирования;
дискуссия проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме.
Так же для развития коммуникативных способностей учащихся, Т. Д. Куртукова использует следующие виды игр:
игра – обсуждение, в которой воссоздается воображаемая ситуация со спором, дискуссией. Такая игра строится на учебном диалоге;
игра – исследование – где ситуация современности основана на индивидуальных действиях "героя", который писал этот очерк, фрагмент книги, письмо, газетную статью, даже говорил;
ролевые игры – ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей: театрализованные представления, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра. В театрализованной игре происходит "оживление картин", затем идет обсуждение этих сцен всем классом;
проблемно-дискуссионная игра. Здесь лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы;
деловая игра с элементами ретроспективности. Это могут быть участники: современники, очевидцы событий, которые "встречаются" с потомками для обсуждения важных вопросов.
А. К. Потапова – учитель начальных классов, в основе коммуникативной активности будущего ученика выделяет развитие любознательности. Возникает необходимость создания и использования методических приемов на уроках, построенных на актуализацию естественной любознательности ребенка, т.е. осмысление, совместное решение тех проблем, которые волнуют детей в их повседневной жизни и являются лично значимыми для них. Создаются специальные условия, нацеленные на актуализацию стимулирования естественной любознательности и коммуникативной активности. Этими условиями могут быть игровые формы, решение личных проблем, активные методы – ситуации.
Смотрите также::
Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф.
Честерфилда
В XVIII—XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда "Письма к сыну", не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора. Филипп Стэнхоп, граф Честерфилд, был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с ...
Искусство спрашивания учащихся
Готовясь к занятиям, учителю следует наметить, в какие части урока войдут вопросы к учащимся, какое место они займут там и кто из учеников и на какие вопросы будут отвечать. При спрашивании вопрос адресуется всему классу, и только после этого начинается спрашивание всех учащихся. Нужно стараться ча ...
Роль изучения элементов математического моделирования в
курсе математики 5-6 классов
В литературных источниках отмечается использование моделирования в обучении математике как средства познания и осмысления нового знания, выделяются его виды, отмечаются условия, необходимые для его формирования (Л. М. Фридман, В. В. Давыдов, С. И. Архангельский, О. Б. Епишева, В. И. Крупич, Л. С. ...