Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника » Условия развития творческого потенциала и принципы его становления

Условия развития творческого потенциала и принципы его становления

Начинается формирование творческого потенциала в проявлении интереса ребенка к творчеству. В этом ему помогает окружение. Известна музыкальная семья Бахов, Р. Амудсен родился и вырос в семье морского капитана. А. Брем был сыном пастора, который увлекался орнитологией. Но есть и другие примеры, отрицающие влияние семьи (М. Ломоносов, И. Кеплер, открыватель Трои Г. Шлиман и др.). Поэтому вопрос влияния окружения остается до сих пор открытым. Ф. Баррон, Х. Грубер, Т. Амабель считают, что тренировать креативность нельзя, что она появляется только в результате сочетания многих факторов, индивидуальных особенностей человека, необходимых навыков, наличия проблем и специального окружения. По данным сотрудников Института реализации человеческого потенциала из Филадельфии Р. Нортон и Г. Домен (1984) оказалось, что двух- трехлетние дети могут в результате умственного воспитания могут решать задачи на сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100. Родители этих детей были проинструктированы, как создавать такую специальную среду (Гильбух и соавт., 1990).

Исследователи отмечают, что для воспитания креативности в школах должна быть неформальная атмосфера. Высокий уровень креативности наблюдался у детей с широким кругом общения и демократическим стилем общения (Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989). Родители детей-креативов находили в своих детях меньше недостатков, чем родителей детей-интеллектуалов. Шансов больше у тех детей, которые идентифицируют себя не с родителями, а с идеальным героем. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец гораздо старше матери. В.Н. Дружини пишет о том, что творческие дети получаются тогда, когда, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение

Отечественными исследователями (Ананьев Б.Г., Ландау Э., Савенков А.И., Ушаков Д.В., Шумакова Н.Б.) выделены и другие факторы, способствующие развитию креативности:

общение с творческим взрослыми людьми;

взрослое окружение как образец для подражания;

демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

свободное эмоциональное самовыражение ребенка;

активная, деятельная позиция взрослых;

раннее приобщение ребенка к самостоятельному труду;

посещение кружков;

радость познания, путешествия;

положительное отношение детей к исследовательской деятельности.

По многим свидетельствам, личность примерного ученика противоположна личности творческой. Программы для обучения страдаю недостаточным вниманием к творчеству ребенка. Характеристики детей – необычный, независимый, непредсказуемый, нестандартно мыслящий не попали в число "популярных". Поэтому необходимо инвестировать креативность детей. П. Торренс перечислил условия, тормозящие развитие креативности:

ориентация на успех и избегание риска;

ориентация на мнение сверстников;

фиксация на стереотипах половой роли;

представление взрослых о креативности как отклонении от нормы;

запрет вопросов и ограничение инициативы;

жесткое разграничение трудовой и игровой роли ребенка.

Л.Б. Ермолова-Томина, на основе исследований зарубежной литературы, выделила принципы, которых нужно придерживаться при развитии креативности ребенка:

1. Внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности детей. Необходимо повысить престиж творческого мышления.

2. Изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности детей.

3. Педагоги должны видеть творческие проявления учеников не только в учебе, но и в другой деятельности.

4. Необходимо формировать высокую самооценку, которая стимулировала бы ребенка к деятельности.

5. Педагоги должны развивать свою креативность.


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru