Новое в педагогике » Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности » Способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения

Способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения

Страница 1

Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы с которыми имеет дело ребенок. Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Предметная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам не только материалы, но и образцы возможной работы. Образцы должны на некоторое время переходить в свободное пользование детей для того, чтобы они могли продолжить понравившуюся работу. Это может быть столик, за которым работают 2-3 детей, стеллаж. Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если же нечасто, их заменяют новыми, если же часто, то к ним прибавляют следующую порцию материалов. Замечено, что к материалам и образцам чаще всего обращаются 3 категории детей:

не успевшие завершить свою работу, во время совместной деятельности со взрослым,

выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне НОД, без критического внимания со стороны сверстников,

энтузиастов, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь возвращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу. Как правило, взрослый готовит специальный материал к каждому совместному виду деятельности, от одноразового использования, т.е. превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации). В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.

Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи – это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «лего». Пластмассовый конструктор – это кнопочные и с креплением детали болтами и гайками. Строительные наборы из дерева с деталями различной величины используются детьми реже, потому что постройки из них легко разрушаются, и полюбоваться ими или обыграть, где случайное неловкое движение сверстников зачастую приводят к катастрофе, не всегда удаётся. Тем не менее, целесообразно иметь в группе 2-3 строительных набора для настольного конструирования, специально предназначенных для различного рода сооружений (набор для строительства крепости, домов, крестьянского подворья). Прилагаемые к этим наборам графические образцы построек учат руководствоваться чертежом.

Необходимо иметь в группе и набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики – геометрические и традиционные.

Мозаика – отличный объект для познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности. Хорошо иметь несколько наборов, при этом хотя бы два из них должны быть идентичными. Все наборы мозаик должны быть укомплектованы графическими образцами. Как и в конструкторах, предпочтительнее отдельные листы. Работа в общем поле со сверстником, тем более с одинаковыми мозаиками способствует активизации воображения, обогащению коммуникативной практики – обсуждению способов работы, обмену опытом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Основные методы и формы проверки знаний учащихся
На различных этапах обучения проверка осуществляется в различных формах и разными методами. В методике различают методы фронтальной и индивидуальной проверки. Фронтальная проверка применяется на этапах подготовки и изучения материала. Её преимущества заключаются в возможности: · выявить знания мног ...

Средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике
В дидактике и педагогики под понятием средства обучения понимаются материальные объекты и носители учебной информации и предметы естественной природы, а так же искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебном процессе в качестве инструмента их деятельности. Задачи в ...

Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru