Новое в педагогике » Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности » Продуктивная деятельность как условие развития воображения

Продуктивная деятельность как условие развития воображения

Страница 1

Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объективации данных образов в предметном материале. Трудность здесь состоит хотя бы в том, что продуктивная деятельность уже по определению направлена на получение конкретного продукта с вполне определенными свойствами, в самой структуре которого опредмечиваются более или менее стабильные и отчетливые представления ребенка об этом продукте.

Однако, как было сказано выше, целостность образов, которые порождает детское сознание в этом возрасте, зачастую отличается неопределенностью, подвижностью, текучестью. Она пребывает в непрерывном становлении. К тому же принятые на практике критерии оценки продуктов изобразительной деятельности, по больше части, являются не эстетическими, а прагматическими. В них получает свое отражение в первую очередь утилитарно-исполнительские, операционно-технические стороны этой деятельности. Подвижная целостность образа, энергию которого впитал в себя тот или иной «целостный продукт» ребенка, остается чем-то неуловимым, неосязаемым.

Это противоречие специфически разрешимо. Центральным моментом работы на всех возрастных этапах должно стать развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств воплощать в предметном материале целостно образующие (смыслообразующие) свойства создаваемых продуктов.

В то же время опыт применения культуросообразных технологий дошкольного образования, позволяет говорить о возможностях проектирования условий развития способности видеть целое раньше его частей и на отмеченных выше этапах дошкольного детства. Более того, сама эта способность теоретически понимается и практически операционализируется здесь как основа творческого освоения, культуры ребенком в различных видах его деятельности. Продуктивная деятельность в этом плане не составляет исключения.

Перспективным представляется изучение особенностей становления способности видеть целое раньше его частей в условиях продуктивной деятельности дошкольников. Во-первых, это даст возможность создать условия для развития воображения детей путем целенаправленного формирования способности видеть целое раньше частей. Во-вторых, это позволит выявить объективные источники генеза и формы развертывания этой универсальной креативной способности на вполне определенном предметном содержании. В-третьих, это откроет возможности для актуализации собственно творческих компонентов изобразительной деятельности (которые в массовой педагогической практике часто оказываются «не востребованными») исходя из критериев развития данной способности.

Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому, подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его возможно лишь при систематическом развитии этого самого творчества и воображения в частности.

Процесс воображение особенно интенсивно выражен в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период традиционного обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Целенаправленное и систематическое развитие детского воображения не только значительно повышает интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания или изобразительные способности ребенка – оно крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных ситуаций. Процесс воображения, который обеспечивает контакт с действительностью и уход от нее, во многом определяет черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения любых задач. Особое значение продуктивной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач.

Таким образом, исходя из вышеизложенного необходимо выделить следующие моменты:

Условием развития воображения дошкольников в продуктивной деятельности является целенаправленное формирование способности видеть целое раньше частей.

Продуктивная деятельность обеспечивает развитие коммуникативно-смысловой функции воображения дошкольника, которая возникает в детской игре и состоит, с одной стороны, в ориентации ребенка на обобщенную позицию другого человека, с другой, – в его умении выразить собственный замысел в образе такой позиции.

Проектирование условий развития способности видеть целое раньше частей в данной деятельности необходимо там, где ставится специальная задача организации ее творческих форм. И, наоборот, продуктивная деятельность определяет конструктивный характер способности видеть целое раньше частей.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Источники мотивации в процессе обучения
Необходимо, чтобы процесс обучения захватывал его целиком, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. Ребенка в ходе учения не должно покидать чувство постепенного, постоянного обогащения его жизни, удовлетворения его растущих познавательных потребностей и интересов. познавательные силы ...

Психологический аспект формирования у учащихся коммуникативной компетенции письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе
Средний школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей подростков на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Характерной особен ...

Авторы, которые занимались изучением этой проблемы
Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru