Новое в педагогике » Значение педагогического опыта в повышении профессионализма учителя » Сущность педагогического мастерства

Сущность педагогического мастерства

Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой частью привычного педагогического сознания, отработанными привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения.

Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя, по крайней мере, в трех сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них. Поскольку каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свою специфику, педагогическое мастерство приобретает определенное своеобразие.

Рассмотрим, прежде всего, особенные черты мастерства организации детской жизни. В деятельности учителя, директора школы, классного руководителя, организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы приходится постоянно сталкиваться с организационными проблемами. Для того чтобы содержание совместной, педагогов и детей, деятельности воплотилось в жизнь и были достигнуты эффективные результаты, необходима четкая организация урока, классного часа, производительного труда, экскурсий, собраний, походов. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Учитель в своем воображении заранее «проигрывает», «прокручивает» сценарий урока: классный руководитель предвидит основные события, прогнозирует неожиданные повороты во время классных часов, собраний, исполнения трудовых дел. Словом, для того, чтобы педагогическая организация содержания детской деятельности была успешной, педагогу заранее необходимо иметь в своем сознании образ, своеобразную идеальную модель ее реализации. Модель вбирает в себя всю совокупности представлений и понятий о цели, содержании, форме, методах и приемах организации, о самодеятельности и самоорганизации детей, их возможных реакциях, действиях и противодействиях.


Смотрите также::

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с РДА
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение дете ...

Развитие формального мышления в отрочестве
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понима ...

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребенка
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А.) Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует б ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru