Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим нами была организована творческая группа, в которую вошли классный руководитель второго класса, воспитатель группы продленного дня и психолог. Помимо этого, в работу по коррекции агрессивного поведения был задействован школьный врач, в обязанности которого легло медицинское воздействие на детей, склонных к агрессии.
Предварительно мы изучили работы отечественных (А.И.Захарова, Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой, Н.В. Самоукиной, М.И.Чистяковой) и зарубежных психологов (М.Алворда, К.Фонеля), раскрывающие методы и приемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Разрабатывая план мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта, мы ориентировались на работу психолога, классного руководителя и воспитателя группы продленного дня. В соответствии с этим, каждый специалист составил календарно-тематическое планирование с учетом индивидуальных особенностей учащихся и взаимосвязанности занятий.
· Работа психолога
Работа психолога проводилась с учащимися с высоким уровнем агрессивности.
Количество занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут.
В соответствии с выделенными характерологическими особенностями учащихся второго класса, психологом были выбраны следующие направления психокоррекционной работы (таблица 20):
Таблица 20
Характерологические особенности ребенка |
Направление коррекционной работы |
1.Высокий уровень личностной тревожности. |
Снижение уровня личностной тревожности. |
1. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии. |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. |
2. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. |
Развитие позитивной самооценки. |
3. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. |
4. Слабый контроль над своими эмоциями. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. |
5. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения. |
Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. |
При проведении занятий психолог старался придерживаться следующих этапов:
1.Орг.момент
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3.Работа с дневником настроений.
4. Релаксационный тренинг.
5. Сообщение цели занятия.
6.Игры и упражнения в соответствии с задачей занятия.
7. Итог занятия.
Считаем необходимым познакомить вас с календарно - тематическим планированием работы психолога (таблица 21). С содержанием занятий психолога вы можете ознакомиться в приложении.
Смотрите также::
Программа обучения лепке в детском саду
Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавл ...
Профессионально
- педагогическое общение: понятие, виды, стили
Существуют разные подходы к определению педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них. А.Н. Леонтьев дает следующее определение: "Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные п ...
Научный аспект формирования
самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самосто ...